Исследование, проведенное в Кембриджском университете, показало: более половины (51%) британских романистов считают, что в конечном итоге ИИ полностью заменит их как авторов художественной литературы. Почти две трети (59%) опрошенных утверждают, что созданные ими произведения использовались для обучения больших языковых моделей (LLM) без разрешения и оплаты. Более трети (39%) авторов считают, что их доходы уже пострадали от ИИ, в том числе и из-за потери другой работы, которая облегчает написание романов. Большинство (85%) романистов ожидают, что дальнейшее распространение ИИ приведет к снижению их будущих доходов.

Опрос, в котором принимали участие 258 публикующихся писателей и 74 профессионала книжной индустрии (редакторы, издатели, литературные агенты) свидетельствует о том, что писатели не только опасаются за своё будущее, но и уже сейчас ощущают последствия внедрения генеративного ИИ. Особенно уязвимыми считаются авторы массовых жанров: большинство респондентов считают, что «чрезвычайной опасности» подвергаются сочинители любовных романов (66%), а также триллеров (61%) и детективов (60%).

Несмотря на тревогу, отношение к ИИ неоднозначно: 80% согласны с тем, что искусственный интеллект приносит пользу определенной части общества, а 33% писателей уже используют его в своей деятельности, в основном для поиска информации.

Почти все романисты «крайне негативно» отнеслись к идее написания искусственным интеллектом целых романов (97%) и даже коротких отрывков (87%). При этом использование ИИ в качестве источника общих фактов или информации серьезных возражений не вызвало (против высказались 30%), а около 20% романистов заявили, что уже сейчас применяют ИИ для этих целей. Особую озабоченность вызывает нарушение авторских прав: многие писатели сообщили о появлении на Amazon под их именем книг, которых они не писали, а также о подозрительных отзывах, сгенерированных ИИ и вредящих рейтингам.

Около 8% романистов подтвердили, что используют искусственный интеллект для редактирования текста. Но многие считают редактирование глубоко творческим процессом и выступают против того, чтобы в нем участвовал ИИ. Почти половина опрошенных (43%) «крайне негативно» относится к редактированию текста при помощи искусственного интеллекта.

Негативную реакцию вызвала предложенная в прошлом году правительством Великобритании модель «сохранения прав», которая позволяет компаниям, работающим с ИИ, использовать текст, если авторы явно не запрещают этого. Около 83% считают, что это негативно скажется на издательской отрасли, а 93% писателей заявили, что они скорее всего отказались бы от обучения моделей искусственного интеллекта на своих работах в случае появления возможности такого запрета.

Подавляющее большинство (86%) всех авторов литературных произведений отдают предпочтение принципу «согласия», когда правообладатели дают явное разрешение на вмешательство ИИ и получают за это соответствующую оплату. Самым популярным вариантом стало коллективное лицензирование ИИ отраслевым органом – союзом писателей или общественным объединением. Такой подход выбрали около половины романистов (48%).

Авторы опасаются, что ИИ может ослабить глубокую связь между писателями и читателями в период, когда уровень чтения и так находится на исторически низком уровне, особенно среди молодого поколения: только треть британских детей признают, что им нравится читать в свободное время.

По мнению писателей, закон об авторском праве необходимо пересматривать и реформировать для дальнейшей защиты творческих людей. Справедливость заключается в том, чтобы запрашивать получение разрешения у автора, а тот в свою очередь должен получать оплату за использование его работ.