Крупные проекты по внедрению систем обмена медицинской информацией рассматриваются сегодня как часть стратегии развития организаций, регионов и даже целых стран, однако успех таких проектов в значительной мере зависит от выбора надежной технологической платформы.
Руководитель крупного проекта по внедрению системы обмена медицинской информацией (Health Information Exchange, HIE) подобен канатоходцу, не угодившему публике -- в условиях постоянного давления в виде улюлюканья толпы он идет вперед, стараясь соответствовать различным требованиям. Неважно, создается ли решение в масштабе региона или интегрируются элементы сети частных медицинских учреждений, от руководителя проекта требуют максимально быстро обеспечить запуск надежной и эффективной инфраструктуры информационного обмена. Попутно он должен быть готов к решению задач, которые неминуемо появятся в будущем: учет изменений в правилах оплаты медицинских услуг страховщиками, обеспечение соответствия системы новым законодательным нормам и развивающимся стандартам. Нужно быть готовым даже к тому, что выбранная программно-аппаратная платформа вообще окажется в конце концов непригодной для решения долгосрочных задач. Кроме этого, такого рода проекты рассматриваются как часть основополагающей стратегии развития организации, региона или целой страны.
Реальность такова, что осмыслить полную картину функционирования такого огромного, многокомпонентного и зачастую замысловатого механизма, как система HIE, очень трудно и сегодня под силу далеко не каждому. К тому же ни один руководитель государственной или частной медицинской организации не захочет менять инфраструктурную платформу лишь для того, чтобы обеспечить соответствие будущим требованиям. В передовых организациях уже поняли, что недостаточно просто накапливать данные и обмениваться ими. Способность анализировать, делать выводы и эффективно оперировать информацией на основе полученных знаний — вот что действительно может принести плоды, но что прежде часто упускалось из виду.
С какими основными трудности сталкиваются ведущие представители сектора здравоохранения, заинтересованные в эффективном обмене медицинской информацией?
Финансы. Сегодня страховые компании и надзорные организации вынуждают поставщиков медицинских услуг собирать и анализировать демографические, финансовые и клинические данные в соответствии с требованиями, которые не учитывались при разработке большинства эксплуатируемых сегодня систем. Вдобавок будущее сулит дальнейшие изменения, которые сейчас невозможно предугадать. Ситуация еще более осложняется тем, что в современной непростой экономической обстановке, от уже сделанных инвестиций в медицинские информационные технологии ждут максимальной отдачи.
Охват. ИТ-решения в сфере здравоохранения должны интегрироваться с приложениями из постоянно растущего списка информационных систем, принадлежащих поставщикам медицинских услуг и смежным организациям. Эти системы построены на разных платформах, имеют специфические особенности и предъявляют различные требования к режимам доступа и способам обработки информации. Следует признать, что в медицинских учреждениях за последние несколько лет произошли значительные изменения в результате принятия ряда нормативных актов и появления новых моделей предоставления и оплаты услуг. Например, нормативный акт ARRA/Meaningful Use требует от врачей доказать надлежащее использование системы электронной медицинской карты. Проводятся реформы законодательства в области здравоохранения, разрабатываются новые модели оказания и оплаты услуг, а такие программы как Accountable Care Organizations (ACO) и Medical home предусматривают постоянное оказание комплексных медицинских услуг группой специалистов под руководством лечащего врача, а модель bundled payment обеспечивает финансовое возмещение за такие услуги с учетом ожидаемых расходов.
Долгосрочная стратегия. Большинство медицинских организаций обременены необходимостью управления многочисленными финансовыми, административными и клиническими приложениями, которые работают на различных платформах и зачастую не могут быть интегрированы. В отношении всех этих систем необходимо регулярно проводить регламентные работы, устанавливать обновления и пр., учитывая специфические требования эксплуатации каждой системы. Возникла насущная необходимость в разработке долгосрочной стратегии, снимающей острые проблемы межсистемного взаимодействия, влияющие на финансовые и результаты деятельности медицинской организации. Такая стратегия облегчит решение будущих задач и откроет новые возможности для роста.
Кроме данного клубка проблем организации зачастую испытывают трудности, связанные с переходом от одной модели информационного обмена к другой: технологии «точка-точка» (Direct Project), централизованные репозитории, распределенные (федеративные) архитектуры, двунаправленный обмен данными с использованием стандартов семейства IHE (Integrating the Health Enterprise, среды интеграции медицинских информационных систем).
Государственные структуры США разного уровня стимулировали развитие рынка систем обмена медицинской информацией с помощью грантов, путем внесения изменений в нормативную базу с целью повышения финансовой заинтересованности всех сторон, за счет введения единых требований и стандартов в отношении систем обмена медицинской информацией. Все эти усилия привели к определенному успеху и сегодня рынок систем HIE получил существенное развитие -- ведется серьезная работа по созданию оптимальной модели оказания услуг, а также борьба за улучшение показателя «цена/качество» в секторе здравоохранения.
В результате сотрудничества с государственными и частными организациями, внедряющими системы HIE, появилась возможность выделить наиболее удачные подходы к построению базовой инфраструктуры, обеспечивающей гибкость, необходимую для скорейшего внедрения систем в условиях меняющейся рыночной среды. Важно понять, что врачи и менеджеры — пользователи систем HIE активнее интересуются информацией в том случае, если она гарантированно предоставляется им в необходимом объеме, в нужное время и в нужном месте. Обычно им требуются данные, наиболее значимые для текущей ситуации, а не доступ к полной истории болезни пациента. Врачи (как, впрочем, и специалисты в любой другой области) быстро осваивают новую технологию, если видят в ней пользу для себя. К примеру, поразительна скорость, с которой многие медики перешли на использование iPad и мобильных приложений -- эти технологии яркий пример того, что им требуется простота и оперативность доступа к информации.
Не менее важно осознать, что большая часть информации, которая ежедневно используется медиками для принятия решений, представляет собой неструктурированные данные: тексты (отчеты о результатах диагностических обследований, этапные и выписные эпикризы), графические изображения, потоковые данные, например ЭКГ. ИТ-профессионалы приходят к пониманию, что классические реляционные базы данных не в состоянии обеспечить эффективную работу с неструктурированной информацией.
Таким образом, для реализации успешных проектов по внедрению систем обмена информацией требуется технология, способная обеспечить эффективное управление как структурированной, так и неструктурированной информацией. Медицинские организации во всем мире все чаще выдвигают непременным условием наличие именно этой способности при оценке возможности применения платформ HIE. Кроме того, успешное внедрение HIE невозможно без эффективного защищенного взаимодействия и интеграции различных платформ, баз данных и пользователей. Инфраструктура HIE должна включать в себя полностью интегрированный интерфейсный механизм, который обеспечит простой доступ к хранилищам данных и приложениям. При отсутствии такой надежной интерфейсной подсистемы риски, относящиеся к обслуживанию пациентов, становятся неприемлемы -- эффективное взаимодействие невозможно, если имеются информационные «зазоры» между платформами, подразделениями медицинского учреждения, поставщиками медицинских услуг и другими смежными организациями. Также недопустимо высоки и расходы, связанные с применением нетиповых решений и с обслуживанием многочисленных не интегрированных систем. Вот почему для растущего числа систем HIE от общенациональных (например, в Швеции) до местных интеграционных решений, связывающих группу медицинских учреждений, — важнейшим требованием является прозрачный доступ к электронным медицинским картам пациентов, независимо от места их хранения. А это требование может быть выполнено только при условии эффективной интеграции, обеспечиваемой стабильной, надежной и интегрированной интерфейсной подсистемой.
Традиционные методы анализа информации обычно используют накопленные за длительный период данные, большая часть которых представлена структурированной (табличной) информацией, что существенно ограничивает возможности анализа. Кроме того на пути аналитика возникают порой проблемы связывания информации из разных систем и источников, например, при проведении сопоставления финансовых и клинических данных. Передовые поставщики медицинских услуг уже осознали необходимость внедрения нового подхода к анализу информации, который обеспечит режим реального времени при формировании аналитических срезов данных любого типа, находящихся во всех доступных источниках в масштабе HIE-сети. Такой подход даст возможность по-новому взглянуть на деятельность медицинской организации, понять ее потребности и воспользоваться всеми преимуществами, которые обеспечивает владение наиболее полной и самой свежей информацией. Пожалуй, еще более важно то, что внедрение всеобъемлющей аналитической системы реального времени, помогающей в принятии решений, предоставит потенциальную возможность снизить расходы и сократить время пребывания пациентов в стационаре, тем самым улучшая результаты работы и снижая сопутствующий риск.
***
Руководители организаций здравоохранения должны рассматривать вопросы медицинской автоматизации со стратегической точки зрения -- только так они смогут гарантировать обеспечение пациентам высокого уровня медицинского обслуживания.
Доминик Биззарро (dominick.bizzarro@intersystems.com) — менеджер по продукту HealthShare компании InterSystems, Кембридж, шт. Массачусетс,США.
HIE не подведет
Часовой простой системы HIE может привести медицинское учреждение среднего размера к потере 15 тыс. долл, не считая потерь, которые трудно измерить в деньгах, поэтому доступность и надежность инфраструктуры является ключевым фактором для таких организаций. Вместе с тем для большинства предприятий здравоохранения важно соблюсти баланс между максимальной доступностью, минимальным временем простоя, стоимостью и сложностью соответствующего решения. Для обеспечения необходимых требований к доступности, снижения общей стоимости владения и сложности решений компания InterSystems предлагает технологию зеркалирования Caché Database Mirroring, разработанную как экономичное решение для быстрого и надежного автоматического аварийного переключения между двумя системами Caché.
Caché Database Mirroring - технология, комплексно обеспечивающая выполнение требований непрерывного функционирования медицинских информационных систем. В состав решения входят: средства обеспечения высокой доступности на основе баз данных с функцией автоматического аварийного переключения; инструменты автоматической минимизации рисков сбоя оборудования за счет избыточности компонентов; средства репликации данных, минимизирующие риски распространения ошибок, вызванных физическим сбоем носителей; аппарат отработки плановых и внеплановых остановок; средства аварийного восстановления за счет использование резервных хранилищ.
Решение Caché Database Mirroring применяется как для обеспечения высокой надежности, так и катастрофоустойчивости.
Олег Оленин (oleg.olenin@intersystems.com), технический консультант компании InterSystems (Москва).