В октябре 2004 года Пэм Крам, находившаяся на 22-й неделе беременности, обнаружила у себя на груди красную сыпь. Ее врач подумал, что это обычное воспаление, которое иногда возникает в период лактации. Прошло две недели, но пациентке лучше не стало. Напротив, сыпь проявилась еще больше, и на ее месте образовалась заметная припухлость.
Крам была направлена к маммологу для более тщательного обследования, а еще через месяц ей был поставлен диагноз: воспалительный рак молочной железы на третьей стадии.
«Я была просто шокирована, — вспоминала потом Крам. – Мне казалось, что это всего лишь какие-то небольшие странности, связанные с беременностью. Подумав немного, я поняла, что обязана победить страшную болезнь, ведь у меня росли две дочери. Младшей из них исполнилось всего три с половиной года. А с еще неродившейся дочерью мы уже успели сродниться и не могли даже представить себе, что с ней что-то случится. Тогда я решила, что буду бороться и день за днем делать все возможное для того, чтобы переломить болезнь».
В ходе лечения в медицинском центре Джорджтаунского университета врачи использовали традиционные бумажные истории болезни, являвшиеся на тот момент отраслевым стандартом. Однако в последние два года университет вместе с другими медицинскими учреждениями начал осуществлять переход на электронные медкарты (EHR).
Волна преобразований затронула и Крам. Если раньше она сама носила рентгеновские снимки и бесчисленные формы, заполнявшиеся докторами, от одного специалиста к другому, то теперь врач сидел перед ней с портативным компьютером, на котором отображалась самая свежая медицинская информация и изображения.
Правительство США настаивает на том, чтобы к 2016 году системы электронных медкарт были развернуты во всех медицинских учреждениях, но пока процесс идет довольно медленно. Ожидается, что к концу будущего года 58% частнопрактикующих врачей начнут использовать системы EHR на рабочем месте. А к 2014 году федеральное правительство намерено перевести на электронные медкарты более половины всех медицинских учреждений.
Согласно принятому в 2009 году Закону о восстановлении экономики и реинвестициях, медицинские центры, развернувшие системы EHR и доказавшие эффективность их использования, смогут получить денежную компенсацию в размере десятков тысяч долларов. Некоторые крупные организации вправе претендовать даже на миллионные возмещения.
Ожидается, что системы EHR будут способствовать развитию доказательной (evidence-based) медицины и более широкому применению стандартных медицинских процедур.
Впрочем, многие врачи негативно относятся к внедрению электронных медкарт. Они начинают чувствовать себя клерками, которые обязаны подключаться к системе регистрации, скрупулезно внося в нее все сделанные снимки, описывая лечебные процедуры и перечисляя выписанные лекарства со своими комментариями. По их мнению, у систем EHR есть гораздо более удобная альтернатива – бумажные записи.
Охота за бумагами
Крам проживает в городе Чантилли в северной части штата Вирджиния. Страховая компания требует от нее регулярно предоставлять актуальную маммограмму и результаты исследования, проведенного с помощью магнитно-резонансной томографии. Крам приходилось забирать все свои снимки и отвозить их в Джорджтаун, находящийся в 65 км к северо-востоку от Вашингтона. А поскольку из-за проводимого лечения у пациентки начали размягчаться кости, требовалось получать еще и рентгеновские снимки костей, и снимки эти также хранились в Вирджинии.
Если бы врач, проводивший первичный осмотр, не позаботился о пациентке и не прислал направления по факсу, Крам пришлось бы везти все документы еще и специалистам, к которым она ходила на прием.
Приезжая в Джорджтаун на осмотр и для проведения химиотерапии, Крам всякий раз видела целую толпу пациентов, таскающих с собой огромное количество «обязательных медицинских папок».
«При каждом очередном визите я должна была описывать каждый витамин, каждую диетическую добавку, каждое принимавшееся мною лекарство с указанием дозы и частоты приема, – рассказыает она. – На меня ложилась дополнительная нагрузка по отслеживанию бесчисленных бумаг и снимков, мне было необходимо приезжать за ними и отвозить туда, куда было нужно. И все это требовалось проделывать в ситуации, когда я и без того чувствовала себя, прямо скажем, не очень хорошо».
Под действием химиотерапии Крам не только потеряла волосы, но и начала испытывать боль в суставах. Несмотря на прием укрепляющих препаратов, она чувствовала себя слабой и разбитой.
На 36-й неделе врачи инициировали роды, и на свет появилась девочка, которую назвали Грейс. Иногда химиотерапия во время беременности приводит к тому, что дети рождаются недоношенными, однако Грейс, хотя и родилась раньше срока, была абсолютно здорова. И ее без каких-либо задержек выписали домой.
Сеансы химиотерапии завершились в мае 2005 года. Чтобы предотвратить повторное появление раковых клеток, женщине провели двойную мастэктомию. А еще через полгода у Крам была обнаружена киста яичника. Очередной визит к онкологу, еще один курс химиотерапии – и новые пачки бумажных документов.
Процедуры помогли преодолеть болезнь, но, поскольку пациенты, перенесшие воспалительный рак молочной железы, подвержены высокому риску, Крам продолжала посещать врачей в Джорджтауне по крайней мере шесть раз в год. Ситуация стала меняться в последние два года, с началом развертывания систем EHR.
«Ранее всякий раз после получения маммограммы или после сеанса магнитно-резонансной томографии мне приходилось забирать снимки в Вирджинии, везти их в Джорджтаун, а затем возвращать обратно в Вирджинию, — вспоминала Крам. — Я моталась туда-сюда как челнок. Теперь же снимки пересылаются всем, кому они нужны, в электронном виде. Это просто фантастика.
Даже если какие-то вопросы и возникнут, врачи в Джорджтауне имеют возможность просмотреть все снимки еще до моего приезда. Когда же я привозила изображения с собой, их внимательно изучали, а я находилась рядом. На это уходил, по сути, весь день».
Электронные медкарты позволяют лечащим врачам Крам в любой момент послать запрос на анализ крови и ознакомиться с его результатами. Прежде же пациентке приходилось оформлять для проведения анализа крови два отдельных документа. Иногда это выливалось в два посещения лаборатории.
Таким образом, электронные медицинские записи заметно упростили пациентам жизнь.
Исследования свидетельствуют о том, что системы EHR способствуют и более эффективному лечению.
Например, проведенный в Кливленде опрос 27 тыс. больных диабетом показал, что врачи, использующие электронные медкарты, оказывают эффективную помощь в соответствии с принятыми стандартами чаще, чем врачи, ведущие бумажные карты. С началом внедрения систем EHR увеличилось число пациентов, у которых состояние здоровья в результате лечения улучшилось.
Исследование, в котором принимали участие 500 врачей, оказывающих первую помощь, из 46 медицинских учреждений Кливленда, проводилось в рамках региональной программы Better Health Greater Cleveland, направленной на улучшение помощи пациентам, страдающим хроническими заболеваниями.
«Результаты нас не удивили, — отметил ведущий автор исследования Рэндалл Себул, профессор медицины из Западного резервного университета Кейза. — Это обусловлено несколькими факторами, в том числе публикацией отчетности об оказании помощи в соответствии с утвержденными стандартами, готовностью наших клинических партнеров делиться передовым опытом внедрения систем EHR и стремлением использовать эти системы более эффективно».
Медицинскую помощь, соответствующую всем принятым стандартам, получили 51% пациентов, имеющих электронные медкарты. Обслуживание на аналогичном уровне получили лишь 7% пациентов, пользующихся бумажными историями болезни. С учетом различий в состоянии и характере заболеваний пациенты, имеющие электронные медкарты, получали помощь, отвечающую всем стандартам, на 35% чаще.
Почти 44% пациентов с электронными историями болезни получали помощь в соответствии по крайней мере с четырьмя или пятью нормативами. Аналогичным образом обслуживались лишь 16% пациентов с бумажными медкартами. Разрыв в качестве обслуживания составил 15 процентных пунктов в пользу учреждений, использующих системы EHR.
«Результаты исследований подтверждают, что федеральная поддержка электронных медкарт способствует получению должной отдачи от инвестиций и помогает вывести медицинское обслуживание на новый качественный уровень», – отметил Дэвид Блюменталь, бывший национальный координатор медицинских информационных технологий.
Внедрение системы EHR в Джорджтаунском университете привело к тому, что результаты анализов Крам стали контролироваться большим числом специалистов. После каждого анализа проводится первичный осмотр и осмотр специалистом. При дополнении одних информационных блоков другими у врачей складывается более полная картина.
«Это придает мне уверенности в том, что если вдруг раковые клетки появятся повторно, то они будут своевременно обнаружены, и шансы на благополучный исход будут выше, – подчеркнула Крам. – Электронные медкарты повышают эффективность и качество медицинского обслуживания. Снижается и вероятность того, что информация потеряется где-нибудь по дороге. На мой взгляд, улучшения почувствует каждый пациент».