Исследовательская компания Princeton Survey Research Associates International по заказу подразделения корпорации Cisco Internet Business Solutions Group опросила руководящих работников здравоохранения, занимающихся вопросами инноваций для национальных медицинских систем в 16 странах мира. Исследование выявило две наиболее перспективные области для крупномасштабных инноваций в здравоохранении: совместная работа медицинских работников и совместное использование информации.
Самыми актуальными задачами участники опроса назвали предоставление равного доступа к медицинским услугам, повышение эффективности использования медицинских ресурсов и постоянную поддержку высокого качества услуг.
Способствовать трансформации национальных систем здравоохранения, по мнению респондентов, могут технологические инновации и решения telehealth - новые способы совместного использования информации, совместной работы и доставки услуг в медицине с помощью ИКТ.
Исследование показало, что первоочередное внимание в сфере здравоохранения следует уделять интегрированным решениям, облегчающим совместную работу и повышающим эффективность диагностики, лечения и ухода за пациентами. Разработке простых и эффективных процессов в этой области могут помочь технологии, сочетающие обмен данных с поддержкой человеческого взаимодействия. К таким технологиям 65% опрошенных относят совместную работу на основе ИКТ в области диагностики и лечения пациентов, электронный обмен данными и доступ к диагностическим снимкам, видеоматериалам и биометрическим данным пациентов. Обучение медицинского персонала и предоставление необходимых ссылок по информационно-коммуникационным каналам отмечено 64% опрошенных, технологии дистанционного ухода за пациентами упомянули 32% респондентов.
По мнению 35% респондентов, главная проблема, с которой сталкиваются национальные системы здравоохранения, - это неравномерное распределение медицинских специалистов. На втором месте в списке проблем - нехватка медицинских специалистов, ее считают самой острой 20% опрошенных. Респонденты считают приоритизацию доступа и повышение эффективности и качества более важными проблемами, чем стоимость медицинских услуг: ценовую доступность медицины к числу серьезных проблем отнесли лишь 10% опрошенных.
Около 4% руководителей заявили, что в использовании telehealth нет особой необходимости, 9% отметили, что совместное использование электронных данных и изображений уже широко распространено, и 4% считают, что совместная работа специалистов в информационно-коммуникационной среде приобрела всеобщий характер.
В ходе исследования оценивался потенциал новых национальных программ, предусматривающих применение технологий telehealth в национальных центрах клинической компетенции, для использования в условиях пиковой нагрузки на медицинские системы (землетрясений, цунами и эпидемий), для помощи местным медицинским специалистам со стороны удаленных экспертов.
По мнению руководителей здравоохранения, ведущая роль правительства в данной области должна проявляться в создании адекватной технологической инфраструктуры, способной поддержать медицинские инновации, а роль частного сектора - в рамках государственно-частного партнерства. Медицинские специалисты и их ассоциации могут сотрудничать с государственными органами с целью устранения препятствий, мешающих распространению telehealth: неэффективных правил финансовых компенсаций и нормативных требований, замедляющих инновационные и трансформационные процессы.