В 2011-2012 годах на информатизацию здравоохранения планируется направить 28,9 млрд руб., в том числе 19,3 млрд руб. из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и 9,6 млрд руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации. Итоговое решение по этому масштабному проекту до сих пор не озвучивалось. Руководитель проекта Computerworld Россия/MedIT Ирина Шеян попыталась прояснить ситуацию в беседе с Вадимом Дубининым, директором департамента информатизации Минздравсоцразвития.
В прошлом году шла речь о сумме 24 млрд руб. на информатизацию здравоохранения, почему цифры изменились?
Из 24 млрд руб. средств ФФОМС, выделяемых на информатизацию, осталось 19 млрд руб., так как регионы не смогли обосновать программы на большую сумму – задачи экономии не стояло. На объем финансирования из региональных бюджетов вообще никаких ограничений не было.
Сколько региональных программ модернизации здравоохранения утверждено на данный момент? В марте их насчитывалось всего пять.
Все 83 программы регионами представлены, по большей части уже подписаны соглашения. Но задача информатизации в рамках программ модернизации здравоохранения в начале марта была заморожена. На межведомственном совещании представителями Минкомсвязи были высказаны замечания о лоскутном характере Концепции создания информационной системы в здравоохранении. Сказалась попытка увязать в одном документа два различных подхода: "облачный" и "приземленный", и встал вопрос, зачем тратить государственные деньги на проведение "эксперимента" по выбору технологии. Есть мировой тренд и понятно, что все крупные и федеральные системы двигаются к построению облачных систем. Это выгодно со всех точек зрения — экономической, функциональной, управленческой. Предлагающие "безоблачные" технологии на самом деле высказывают опасения, готова ли страна переходить на облака.
Концепцию доработали, и 12 апреля она будет представлена на Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий.
Чем отличается новая версия концепции от прежней?
В ней появилась новая структура, решаемые задачи увязаны по смыслу и содержанию. Поставлена задача двигаться к использованию облачных технологий: с облаком связаны будут все! При этом создаваемый в облаке функционал не должен нарушать работу ранее запущенных систем, которым попробовали найти место в новой системе, вплоть до финансирования работ из ФФОМС. То, что ранее называлось созданием системы персонифицированного учета, в новой версии стало одной маленькой задачкой.
Теперь информационная система здравоохранения состоит из трех компонентов. Первый компонент — аппаратно-технический. Это федеральный центр обработки данных, включающий вычислительные мощности, схемы метаданных, шину обмена данными, системы связи. ЦОД будет состоять из территориально распределенных серверных узлов. Обсуждается вариант аренды министерством существующих серверных узлов – например, у Ростелекома. Данный компонент может быть предоставлен регионам в качестве инфраструктурного сервиса (Infrastructure as a Service, IaaS).
Это правильно, так как многие регионы не в состоянии сами поддерживать ИТ-инфраструктуру достаточной мощности и обновлять ее. А в хорошо оснащенных регионах серверы загружены не более чем на 20%, что невыгодно.
Второй компонент — также федеральный — содержит программное обеспечение для реализации федеральных задач. В него войдут система ведения нормативно-справочной информации, система персонифицированного учета с помощью универсальной электронной карты, система ведения электронной медицинской карты (ЭМК), федеральная медицинская библиотека, электронная регистратура, все регистры, типовые системы бухгалтерского и кадрового учета лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Весь этот функционал будет разрабатываться централизованно и предоставляться в режиме SaaS пользователям вплоть до каждого врача.
Наличие федерального функционала не означает обязанность его использования, кто-то может пойти по пути построения шлюзов к федеральной электронной медкарте. Но обязанность заполнения ЭМК есть, так как на основании данных, собираемых в федеральном компоненте, министерство будет оценивать эффективность работы каждого ЛПУ, вплоть до действий каждого врача. Для такой системы трудно создать "забивалку" данных, как это сейчас делается. Предполагается, что большинство регистров будут заполняться путем агрегации трансакционной информации, которая появляется в результате взаимодействия врача и пациента.
В третьем — региональном компоненте — остаются только медицинские информационные системы (МИС), обеспечивающие функционирование множества сложных процессов ЛПУ — системы лекарственного обеспечения, лабораторные и другие системы.
Если концепция будет одобрена, то к концу апреля мы должны разработать методические рекомендации для регионов, где будет указано, что входит в состав МИС и как она взаимодействует с федеральным компонентом.
Параллельно мы готовим концепцию к утверждению министром. Утвержденная концепция с включенным в нее крупноблочным планом работ, будет разослана в регионы вместе с методическими рекомендациями.
Под облачными технологиями каждый понимает что-то свое. Что такое облака в вашем понимании?
Главное в облачных технологиях то, что, во-первых, разнесены потребитель функционала и его поставщик, во-вторых, разнесены поставщик функционала и тот, кто обеспечивает технические ресурсы. Потребитель удаленно использует нужные ему функции, не покупая и не устанавливая программ, поставщик функций удаленно использует нужные ему вычислительные и коммутационные мощности, не покупая и не устанавливая серверов, на которых работает его ПО. Наконец, серверные узлы обеспечивают ИТ-инфраструктуру облака, максимально загружая свои вычислительные мощности. В общем случае в облако включаются множество серверных узлов, поставщиков функций и удаленных потребителей.
Если вопрос с арендой серверных узлов поможет решить Ростелеком, то кто будет поставлять программные сервисы?
Разработку федеральных компонентов, уверен, смогут выполнить большое количество поставщиков, с региональным сложнее — МИС будут заниматься три-четыре компании, так как это требует разветвленной структуры самого поставщика.
Когда будет открыто финансирование информатизации здравоохранения?
Планируется, что в течение мая регионы доработают части своих программ, связанные с информатизацией. Сейчас эти части свернули, оставив одну цифру — объем средств на информатизацию, и заморозили выделенные на информатизацию средства до конца мая. Когда детализированные программы регионов по информатизации будут приняты Минздравсоцразвития, средства будут разморожены.
Какую роль в новой системе будут выполнять медицинские информационно-аналитические центры?
МИАЦ становятся потребителями информации, а не промежуточным звеном: они будут забирать информацию из федерального центра, куда она будет попадать напрямую, без посредников. За ними остаются прежние функции предварительной обработки статистической информации и подготовки аналитических срезов для региональных властей.
Эти центры собрали определенные ИТ-компетенции, что очень ценно, так как маловероятно, что в каждом ЛПУ мы найдем грамотного ИТ-специалиста. Специалисты МИАЦ могут обеспечить решение задач информатизации в ЛПУ. Однако развитие серверных мощностей МИАЦ концепцией не предусматривается. Если у региона есть такая необходимость, возможно сделать это за счет его собственных средств.
Что планируется сделать в первую очередь, уже в этом году?
О сроках можно говорить только предположительно. Хотелось бы, чтобы к концу 2011 года за счет аренды был построен ИТ-компонент, который могут использовать регионы. В качестве модельного центрального узла может быть задействовано оборудование Минздравсоцразвития - у нас есть резервы серверной мощности.
Если будет финансирование, в 2011 году должно начаться проектирование центрального серверного узла, который нужен не только здравоохранению, но и казначейству и многим министерствам.
Также должно быть произведено техническое дооснащение ЛПУ и организация каналов связи до них, отсутствие чего мешает нам сделать первый шаг. Предположительно на эти цели пойдет около трети федеральных денег.
В этом году или в самом начале 2012 должна быть реализована хотя бы одна федеральная функция, обращенная к пациенту, скорее всего это будет регистратура и запись к врачу. Если вы сможете записаться на прием к хирургу в Москве, находясь в командировке в Тюмени, это покажет, что пространство едино.
Как будет решаться проблема оснащения врачей компьютерами?
Необходимо перейти от разовых массовых закупок техники за счет федерального бюджета в режим постоянного обеспечения и обновления компьютерного парка регионами.
Оснащенность компьютерами на одного работающего в здравоохранении в среднем в два раза меньше, чем в других отраслях. Большая часть имеющейся техники решает административные задачи — фактически ЛПУ вынудили ее использовать. 18% ЛПУ решили, что им нужны МИС, что уже много, хотя эти цифры частично отражают желание лучше выглядеть перед вышестоящей инстанцией.
Техническое дооснащение ЛПУ делать придется, хотя федеральным целевым способом эта проблема никогда не будет решена. Попытка поставить компьютер на стол каждого врача обойдется в большую сумму, чем мы планируем потратить на всю информатизацию. Но главная проблема не в деньгах, врачи очень опасаются компьютеров, считают их ненужной дополнительной нагрузкой, поэтому вся техника будет простаивать. Единственный эффективный способ — продвигать технику по мере возникновения потребностей в ней. Вопрос в задачах, которые определят воcтребованность техники. Например, при внедрении МИС возникнет потребность в дополнительных компьютерах. В идеале нужно сделать так, чтобы использования возможностей ИТ требовали пациенты.
Если у каждого врача не будет компьютера на столе, кто будет заполнять электронные медкарты?
На первом этапе понадобятся регистраторы.
Значит, опять будут "приглаженные" для руководства цифры?
Видимо, от этого не удастся избавиться поначалу.
Какое место занимает телемедицина в новой системе?
Телемедицина пока не федеральная задача, это узкая прикладная задача на уровне сложных медицинских технологий, очень дорогостоящая и требующая таких каналов связи, которые в каждом ЛПУ не нужны. Важно создавать мобильные телемедицинские центры, способные быстро развернуться в случае чрезвычайных ситуаций, чтобы светила медицины могли участвовать в спасении больных. В телемедицине много вопросов — ответственность консультирующего за диагноз, использование ее для телеобучения и т. п. Хотя относительно последнего — весь мир учит врачей не на больных, а на тренажерах и имитаторах.
Как предполагается организовать ИТ-обучение медиков?
В основном придется учить работе с МИС, эта задача возлагается на тех, кто будет адаптировать МИС под задачи регионов. Федеральной задачей останется контроль за адаптацией и внедрением МИС в ЛПУ. Это просто: с даты, указанной как момент окончания внедрения МИС, мы перестаем принимать информацию в иных формах, кроме как централизованно поступающей в федеральный ЦОД.
В прошлом году анонсировались пилотные проекты в медучреждениях Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярского края. Какова их судьба?
Пилотные проекты, предложенные в рамках старой концепции, не стартовали.
Что будет с Фондом алгоритмов и программ?
Предыдущее решение оказалось неудачным, оно ничего не дало и в концепции не упоминается. МИС — не коробочный продукт, и раздавать его бесплатно не имеет смысла. ФАП никто не воспользовался, и поставщики МИС не проявили к нему интереса. Если бы в здравоохранении было сообщество разработчиков свободного ПО, ФАП нашлось бы место, но такое сообщество у нас пока не сложилось. На его основе можно сделать систему рабочих демонстраций программных продуктов, но пока этот проект обсуждается.
Каковы, на ваш взгляд, особенности информатизации здравоохранения?
Проблемы, задачи, технологии абсолютно те же, что и в других отраслях, специфичны только последствия. Информатизация становится успешной, когда она включена в бизнес-процессы. Переход к включению ИТ в процесс лечения людей вызывает большие опасения, особенно у старшего поколения, ведь цена ошибки не деньги, а человеческая жизнь.
Уровень сопротивления информатизации в здравоохранении выше, чем в других отраслях?
Достаточно высок, но не выше, чем в других сферах. Сложнее всего на уровне лечащих врачей.
Как предполагается решить эту проблему, которая тормозит национальные проекты информатизации здравоохранения во многих странах?
Я не знаю ответов на все вопросы. Будет несколько болезненных переломов, новым всегда надо "переболеть". Да, сервер может "упасть» и последствия могут быть крайне неприятными. Но появление информационных технологий даст больше, чем отнимет.