С открытым сопротивлением и скрытым саботажем со стороны врачей и медицинского персонала столкнулись в последние годы национальные проекты информатизации здравоохранения многих стран, например Великобритании и Германии. В США данное явление даже было обосновано в исследовании, проведенном Гарвардской медицинской школой, показывающем, что компьютеризация стационаров не экономит денег и не повышает эффективности административной деятельности. В России картина отношения медработников к информационным технологиям если и отличается от мировой, то не в лучшую сторону: старшее поколение докторов еще не перешло на "ты" с компьютером, а более молодые по традиции считают медицинскую информацию своей собственностью.
Тем не менее не за горами тот час, когда всем российским медикам придется начать работу с электронными медицинскими картами. Очень сомнительно, что все пойдет как по маслу, стоит только Минздравcоцразвития издать соответствующий приказ. Хотя для большинства главных врачей наверняка именно этот момент и станет пусковым в процессе информатизации. А что следует предпринять для мотивации лечащих врачей, не наступая хотя бы на уже известные грабли? Как преодолеть с минимальными потерями и затратами ресурсов дистанцию между бумажными и электронными медицинскими записями?
Первое, что при этом приходится использовать, — административный ресурс, предусматривающий "негативное стимулирование", начиная со штрафных санкций и заканчивая увольнением. Но этим дело не ограничивается.
"Заставить врачей заполнять электронные медицинские карты можно — экзамены, угроза увольнения, в коммерческом учреждении — 'битие рублем", — отмечает Евгения Берсенева, главный специалист ГКБ 31 по медицинским информационным системам. Однако, по ее словам, в этом случае медики находят обходные пути, чтобы облегчить себе жизнь, например заполняя поля пробелами или словами "см. историю болезни". В результате уровень значимой информации в электронных медкартах не превышает 10%. В какой-то степени медиков оправдывает то, что главная целевая функция врача заключается в лечении пациента, а не заполнении его карты. "Мы были вынуждены разработать систему лексического контроля, чтобы обеспечить качество информации в электронной медкарте", — сообщила Берсенева.
Второй важный рычаг, помогающий сдвинуть процесс информатизации с мертвой точки, — это удобный и интуитивно понятный клиницистам интерфейс. Американские исследователи отмечают, что клиники, достигшие успеха во внедрении эффективных медицинских информационных систем, установили интуитивно понятные решения, предназначенные именно для клинических специалистов, а не для менеджеров.
"Мы внедряли систему постепенно и медленно, и врачи имели возможность убедиться, что это удобно", — рассказал Михаил Шифрин, руководитель медико-математической лаборатории НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. По его мнению, в процессе внедрения важно давать врачу мелкие "пряники". Ими могут стать данные для написания научных работ или получение личной годовой статистики по собственным операциям нажатием одной кнопки.
Третий неотъемлемый компонент мотивации медперсонала — качественное обучение. Есть немало примеров удачной организации такого обучения медицинскими учреждениями. Но даже наличие трех перечисленных элементов не гарантирует успеха при реализации проекта национального масштаба.
Попытки распространить положительный локальный опыт информатизации на всю страну столкнутся с гигантскими трудностями, полагает Андрей Лобанов, гендиректор компании PremierMedica. Тем более что в данном случае речь идет фактически о внедрении в общество новой культуры и новой технологии.
В США вопросом стимуляции медиков озаботились на стадии запуска проекта информатизации здравоохранения, предусмотрев выплаты до 64 тыс. долл. на каждого врача, эффективно использующего систему электронных медицинских карт. С каждым годом размер выплат планируется снижать, затем прекратить их вовсе и начать взимать штрафы с врачей, не использующих электронные медкарты. В российских условиях на аналогичные меры, конечно, рассчитывать не приходится. Но сожаление вызывает не столько недостаток ресурсов для финансового поощрения российских "передовиков" информатизации, сколько полное отсутствие внимания к вопросу мотивации врачей — даже в виде постановки задачи.
Проблемы мотивации, очевидные для руководителей медицинских организаций и их ИТ-служб, почему-то выпадают из внимания как сообщества специалистов по медицинской информатизации, так и руководителей, принимающих решения. Конечно, есть много более увлекательных тем для обсуждения на профессиональных конференциях и в их кулуарах: скандальные конкурсы Минздравсоцразвития, предстоящее распределение бюджетных денег, передел рынка и судьба разработчиков, пресловутый закон "О персональных данных". Неужели известная истина, что человеческий фактор способен погубить и самый продуманный с точки зрения технологии проект, вспомнится, только когда информатизация здравоохранения начнет заметно пробуксовывать?
Представляется, что давно назрела необходимость вовлечь в обсуждение предстоящих нововведений врачей первичного звена, а также создать канал для получения департаментом информатизации Минздравсоцразвития обратной связи. Желательно сделать это прежде, чем врачей обяжут пользоваться какими бы то ни было типовыми или не очень типовыми решениями. Без предварительного согласования интересов всех сторон (медработников, страховых компаний, государственных органов управления и пациентов) на информатизацию придется потратить гораздо больше времени и средств, а ее эффект останется под большим вопросом.
В ближайшее время департамент информатизации Минздравсоцразвития планирует создать общественный совет, куда войдут ведущие ИТ-специалисты, независимые эксперты рынка, представители общественности и профессионального медицинского сообщества, совет также будет проводить семинары и конференции, открытые дискуссии. Об этом было объявлено при назначении новым директором департамента информатизации Минздравсоцразвития Вадима Дубинина, который предыдущие пять лет возглавлял отдел автоматизированных информационных систем Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Может быть отсутствие у него опыта работы в системе здравоохранения сослужит хорошую службу проекту информатизации отрасли и вынудит ведомство более тесно сотрудничать с медицинским сообществом, чем это было до сих пор?
P.S. Практически одновременно с публикацией на MedIT данной статьи на сайте Минздравсоцразвития появился свежий вариант проекта Концепции создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года. В этом документе указано, что стимулирование медицинского и фармацевтического персонала к использованию информационных технологий в их деятельности предусматривается в специальной программе, разрабатываемой Минздравсоцразвития. Таким образом, необходимая задача поставлена, теперь дело за ее решением.