Весть об инвестиционных планах правительства в области информатизации здравоохранения всколыхнула рынок медицинских ИТ. Об изменениях, произошедших на рынке и еще только ожидаемых, проекту MedIT рассказал Роман Сабиров, руководитель отдела по работе с учреждениями здравоохранения и федеральными органами власти Microsoft в России.
— Какие главные изменения произошли на рынке медицинских ИТ в текущем году?
Продолжилась работа над законом «Об обязательном медицинском страховании», интерес государства к информатизации здравоохранения возрос экспоненциально. Это вылилось в планы на 2011-2013 годы по модернизации здравоохранения в размере 480 млрд руб. и его информатизации — в размере 24 млрд руб. Беспрецедентные суммы предполагается потратить на повышение качества медицинского обслуживания. Думаю, это прекрасная возможность для медицинских ИТ сделать рывок в улучшении сервисов, которые она предоставляет.
— Год назад вы тоже говорили про рывок. Что изменилось, кроме намерения правительства выделить деньги?
У каждого года своя "фишка", отличительная черта. Прошлый год характеризовался большой подготовительной работой над системным проектом. Для Microsoft это было время работы с партнерами: с их помощью мы широко заявили о себе на рынке медицинских информационных систем. Мы структурировали наши предложения для здравоохранения. Таким образом в 2010 году сошлись три фактора: мы понимаем что делать, как делать и теперь есть финансирование, которое покрывает издержки медицинских организаций на внедрение информационных систем.
— Чего вы ждете от государственных инвестиций в информатизацию здравоохранения?
Полагаю, в ближайшие два года главным станет выбор подхода, который определит пути информатизации на несколько лет вперед. Можно строить информационные системы на базе лечебных учреждений либо переводить их в облако. Наш подход, предполагающий здравое смешивание этих двух вариантов, когда медицинские системы находятся в лечебном учреждении, а общесистемные сервисы — в облаке, позволит предложить максимально полный спектр услуг.
— Вы считаете, что обычные ЛПУ готовы платить за облачные сервисы?
Будущее за облачными сервисами. Они позволяют существенно сэкономить на поддержке информационных систем, так как наиболее весомая статья затрат на приложения — заработная плата сотрудников, осуществляющих поддержку. В большинстве учреждений здравоохранения такой статьи затрат пока нет, как нет и специалистов по ИТ.
Вынос за пределы учреждения сервисов по поддержанию ИТ-инфраструктуры и ее мониторингу, по установке обновлений существенно снижает нагрузку на ИТ-персонал.
Весь мир стремится к тому, чтобы постоянно повышать качество медицинской помощи, не повышая (или даже снижая) ее стоимость. C помощью облаков можно как минимум влиять на удержание стоимости и, надеюсь, на повышение качества благодаря большей прозрачности, доступности медпомощи, и, как следствие, возможности отслеживать ошибки и повышать ответственность медперсонала.
— Неужели те медицинские организации, которые еще даже не распаковали закупленные компьютеры, способны перескочить стадию собственных ИТ-специалистов и отдать все в облака?
Думаю, мы увидим смешанный подход, революции в развитии отрасли не будет-- ее ждет эволюция, появится желание попробовать облачные технологии. Безусловно, будут информационные системы в медучреждениях, но будут и за их пределами. Это может быть частное облако, когда решение предоставляется медицинским организациям в виде сервиса, например, МИАЦ или территориальным фондом ОМС. Либо мобильные операторы или интернет-провайдеры на определенной территории станут предлагать новую услугу, к примеру электронную регистратуру. Сегодня многие поставщики услуг диверсифицируют свой бизнес и расширяют перечень сервисов, пытаясь занять новые ниши.
— Как потратить бюджетные средства эффективно? Ясно ведь, что на всех денег не хватит, а систему на всю страну сразу не построишь...
Подход к информатизации здравоохранения выбран достаточно взвешенный: делается не "система всея Руси", а 83 ее элемента. Каждый субъект РФ в лице чиновников аппарата правительства, лично губернатора и вице-губернатора, курирующего социальную сферу, министра здравоохранения и его заместителя, отвечающего за информатизацию, руководителей МИАЦ и территориального фонда ОМС будет нести ответственность за то, чтобы информатизация шла теми темпами, которые сейчас закладываются в планы модернизации.
Регионы очень разные, есть такие, где соотношение численности ПК и медицинских работников 1:10, а кое-где и 1:20, значит, и планы информатизации будут различны. Где-то вместо того, чтобы ставить ПК каждому врачу, полезнее посадить человека, вводящего данные в компьютер раз в день: надо оценивать эффективность в каждом конкретном случае. Здравые планы способны привести к тому, что через два года мы увидим результаты — электронную медицинскую карту, удаленную запись на прием к врачу и медицинские системы, стандартизированные по определенному формату.
— Если один человек будет вбивать данные по всему медучреждению, мы получим суррогат статистических данных, которые имеем и сейчас, — ничто не мешает вводить «нужные» данные...
Перейти всем сразу на компьютерный ввод нереально, даже при наличии денег. В медучреждениях, где существует постоянный поток пациентов и очередь, компьютерный ввод поначалу замедляет поток и удлиняет очередь. Это болезненный процесс, но через него надо пройти. До того момента когда каждый врач будет заполнять электронную медицинскую карту, неизбежен смешанный подход, когда три врача вводят данные в компьютер, а остальные записывают их на бумаге, а потом выделенный сотрудник вводит их в электронные медкарты.
— Как государственные инвестиции повлияют на рынок медицинских информационных систем?
Финансирование — ключевой элемент, на одной воле медиков и ИТ-специалистов практически ничего не будет развиваться — последние 20 лет мы видим эти темпы. Наличие финансирования безусловно подтолкнет развитие рынка. В дальнейшем планируется включить затраты на информатизацию в тариф ОМС.
Рынок будет видоизменяться в соответствии с требованиями, которые выдвигает федеральный Минздрав. Сейчас на рынке сотни компаний, предлагающих медицинские информационные системы. Уверен, произойдет консолидация.
Еще один элемент влияния на рынок — МИАЦ, которые, скорее всего, постепенно пересмотрят свои функции. Например, необходимо решить на уровне региона задачу организации центра обработки данных, и здесь опыт, профессионализм и понимание сотрудниками всех процессов позволит МИАЦ эффективно выполнять эту функцию.
— В Минздравсоцразвития предполагали, что МИАЦ возьмут на себя роль региональных центров компетенции в области ИТ, это реально?
Региональные МИАЦ де-факто являются такими "центрами компетенции", специалисты которых могут давать рекомендации подведомственным учреждениям по поводу администрирования медицинских информационных систем. Для муниципальных медучреждений, стационаров и поликлиник, где самый слабый уровень информатизации, областной МИАЦ не указ, для них важнее городские МИАЦ. По определенным вопросам МИАЦ действительно выступают советниками для министров, руководителей департаментов здравоохранения и главных врачей.
— Это ведь потому, что больше некуда обратиться...
Да, аутсорсинг еще слабо развит, но это еще один тренд — аутсорсинг поддержки ИТ-инфраструктуры. Эту нишу захотят занять местные ИТ-компании, и это логично, они лучше знают свой рынок. Мы поддерживаем формирование центров компетенции, благо у нас тысячи партнеров, способных оказывать консультационные услуги.
— Но в здравоохранении у вас не так много партнеров...
Базовые ИТ-сервисы для медицинских организаций, образовательных учреждений или предприятий практически не различаются.
— Как ваши партнеры воспринимают происходящее на рынке?
Многие интеграторы начинают понимать важность своего присутствия на рынке ИТ в здравоохранении, осознавать как социальную ответственность, так и конкретный коммерческий интерес. Партнеры выходят со своими предложениями на уровень регионов и обсуждают планы информатизации с властями.
Но пока рынок не осознал всю масштабность задачи. Если в сентябре будущего года мы получим 83 конкурса на поставку медицинских информационных систем, эту потребность удовлетворить не удастся. В реальности, конечно, это не будет единовременным событием. Компании готовы развиваться, они инвестируют в подготовку своих систем к внедрению, наращивают численность персонала и свое присутствие в регионах.