Шанс стать мобильнееЕсли уровень проникновения информационных технологий в сферу здравоохранения в целом крайне низок, то российскую телемедицину можно назвать самым развитым сегментом рынка медицинских ИТ. У него есть и разработанная более десяти лет назад концепция развития, и множество успешных телемедицинских проектов. О состоянии российской телемедицины и перспективах ее развития в свете масштабной модернизации системы здравоохранения Ирина Шеян, руководитель проекта MedIT, беседует с Михаилом Натензоном, председателем совета директоров НПО «Национальное телемедицинское агентство», вице-репортером рабочей группы по телемедицине и координатором только что созданной фокус-группы «Мобильные телемедицинские клиники и терминалы» Международного союза электросвязи, заместителем руководителя региональной рабочей группы СНГ по телемедицине.
 

 — Как бы вы охарактеризовали уровень развития телемедицины в России сегодня?

Телемедицина в нашей стране подошла к моменту качественного скачка — от многочисленных разрозненных проектов к реализации полномасштабных систем массового обслуживания как регионального, так и общероссийского уровней.
Сегодня единой общероссийской телемедицинской системы нет, есть не связанные едиными стандартами, и, соответственно, и соответственно не совместимые между собой частные проекты. И это очень плохо — деньги тратятся, экономический и социальный результат отсутствует, у федеральных и региональных властей, выделявших средства на такие проекты, формируется отрицательное отношение к телемедицине. Но сейчас наступил момент, когда необходимо переходить к созданию национальной телемедицинской сети.
 

— Каким образом это следует сделать?

Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы станет успешной, если будут выполнены ее целевые установки: проектный характер предложений регионов с возможностью дальнейшего развития, реализуемость в течение двух лет, соответствие критериям социальной и экономической эффективности (например, обеспечение общедоступности и единого высокого стандарта качества медицинского обслуживания).

Всем этим требованиям отвечает проект поэтапного создания совместимых комплексных региональных телемедицинских систем. Каждая такая система состоит из двух частей: сети телемедицинских консультационно-диагностических центров, устанавливаемых в стационарных медицинских учреждениях региона, и сопряженной с ними системы мобильных телемедицинских лабораторно-диагностических комплексов различной специализации. Первая часть обеспечивает быструю и правильную диагностику заболеваний, вторая — качественное медицинское обслуживание населения в сельской местности, удаленных и труднодоступных районах, что невозможно осуществить через традиционную схему медицинской помощи.

Проект «Создание телемедицинской консультативно-диагностической и образовательной сети» включен в реестр перспективных проектов Комиссии по модернизации. Дмитрий Медведев ознакомился с проектом, осмотрел ключевой элемент системы – мобильный телемедицинский лабораторно-диагностический комплекс и дал высокую оценку проекту, указав на необходимость его реализации.
 

— Потребность в телемедицине в наших условиях очевидна — ее диктуют и громадные расстояния, и разница в уровне медобслуживания. Что же мешает ее развивать?

В реализации телемедицинского проекта должны участвовать многие ведомства и организации. Прежде всего, Минздравсоцразвития РФ как постановщик задачи и ведомство, оказывающее с помощью телемедицинской системы высококачественные медицинские услуги населению. Минкомсвязи по техническому заданию Минздравсоцразвития должно создать инфокоммуникационную инфраструктуру, Минпромторг — поставить необходимое оборудование, Минобрнауки — обеспечить соответствующие инновационные разработки и подготовку кадров, Минэкономразвития и Минфин — обосновать экономическую эффективность телемедицинских систем, Госдума — принять соответствующие законы и т.д. Уже этот, далеко не полный, перечень показывает, что внедрение телемедицинских систем в масштабах России — непростой процесс. Оптимизм внушает то, что подобные проблемы решаются и при реализации других масштабных проектов, а социальный заказ общества на телемедицину очевиден. Иначе бы правительство не выделяло на модернизацию здравоохранения огромные деньги.
 

 — Как могут изменить ситуацию обещанные правительством 24 млрд руб. на информатизацию здравоохранения?

Эти деньги не планируется истратить на телемедицину. Их потратят на автоматизацию регистратур поликлиник.
 

 — Из каких источников финансируется телемедицина?

Заказчиками, как правило, являются региональные власти. Это и хорошо, и плохо. Хорошо — потому, что накапливается опыт, появляются специалисты на местах. Плохо — потому что при отсутствии стандартов и единой концепции  вряд ли удастся из разрозненных систем создать национальную телемедицинскую систему, которая будет социально и экономически эффективной. А значит, у властей закономерно сформируется отрицательное отношение к телемедицине и «телемедицинщикам».

Сейчас у разработчиков телемедицинских систем есть реальный шанс поэтапно построить общероссийскую телемедицинскую сеть. Правительство выделило на программу модернизации здравоохранения 300 млрд. руб. Эти деньги должны быть потрачены на ремонт и реконструкцию зданий, в которых располагаются лечебные учреждения, и закупку сложной техники. Выделение 15% от этой суммы на телемедицину позволило бы создать совместимые комплексные телемедицинские системы в регионах России, которые затем могут быть объединены в общероссийскую.

— Какие технологии наиболее актуальны сегодня и какие, по вашему мнению, составят ее завтрашний день?

Сейчас разработано и апробировано такое количество телемедицинских технологий, что выделить что-то невозможно. Главное — комплексно использовать наиболее эффективные технологии, адаптируя их к конкретным условиям. Однако сведение телемедицины к видеоконференц-связи, как это часто бывает, тупиковый путь.

— Как вы оцениваете перспективы развития «мобильного здравоохранения» в России?


«Мобильное здравоохранение» очень перспективно. Во время недавнего визита в Россию президента ЮАР Джейкоба Зуму наш президент подарил ему российский мобильный телемедицинский лабораторно-диагностический комплекс, предназначенный для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, и который станет первым элементом будущей национальной телемедицинской системы ЮАР. Этот факт свидетельствует, что продвижение российских высоких мобильных телемедицинских технологий на международный рынок началось. Освоение этого нового сектора международного рынка социальных услуг, безусловно, будет способствовать тому, чтобы Россия воспринималась всеми как держава, решающая сложные социальные проблемы современными высокотехнологичными технологиями собственной разработки.

Учитывая важность «мобильной телемедицины», МСЭ создал под руководством российского представителя фокус-группу  «Мобильные телемедицинские клиники и терминалы», задача которой заключается в выработке рекомендаций по практическому применению мобильных телемедицинских систем и оборудования в развивающихся странах.

Конечно, работы по этому направлению ведутся не только в России. Американское правительство, выполняя предвыборное обещание Барака Обамы, приняло программу телемедицины для сельских районов, предусматривающую использование мобильных технологий. На эту программу выделяется 400 млн. долл.,  и ожидается, что в течение 15 лет ее реализация позволит сэкономить 500 млрд. долл. Неплохой аргумент для активного внедрения «мобильной телемедицины»!