Как сделать электронное правительство ближе к народу? Этот вопрос в числе прочих оказался в центре внимания форума «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет». Чтобы электронное правительство из малопонятной и абстрактной компьютерной «заморочки» стало явлением, интересным большинству российских граждан, необходимо множество примеров того, как ИТ, «перемноженные» на госуслуги, помогают людям. Может быть, такими примерами даже следует «нашпиговать» многочисленные телесериалы...
Источником подобных примеров служит проект внедрения в Башкортостане универсальных социальных карт на базе платежных инструментов Master Card. В этой республике сегодня «обкатывается» на микропроцессорных картах несколько приложений: транспортное, медицинское, дисконтное. В перспективе предполагается не только добавлять новые приложения, обслуживающие, например, предоставление услуг ЖКХ, но и расширить возможности медицинского ПО, а также придать социальной карте статус электронного полиса ОМС.
Здравоохранение — благодатная сфера для того, чтобы сразу донести до множества людей понимание тех удобств, которые привносят в нашу жизнь информационные технологии. С прошлого года в Уфе, а с апреля 2010-го — в Стерлитамаке запущен сервис "Единая регистратура", позволяющий записаться на прием к врачу (в одну из 122 поликлиник в Уфе и 22 — в Стерлитамаке) через Интернет или контакт-центр.
Информатизация здравоохранения — это выгодно!
При рассмотрении роли информационных технологий в медицине на первый план обычно выходит гуманитарная составляющая и упускается из виду экономическая сторона таких вопросов, как качество медицинского обслуживания, безопасность пациентов и доступность медпомощи. Между тем снижение числа первичных и повторных госпитализаций, уменьшение доли дублирующихся клинических исследований и тестов, снижение числа врачебных ошибок и уровня смертности — все это имеет конкретную цену. Хотя с гуманитарной точки зрения очень нелегко перевести в денежный эквивалент размер ущерба, наносимого, например, неразборчивым почерком врачей, из-за которого в США ежегодно погибает около 50 тыс. человек.
Россия пока не богата собственными данными об экономической эффективности применения ИТ в сфере здравоохранения. Поэтому Михаил Эльянов, президент АРМИТ, привел расчеты европейских коллег, на родине которых решения о внедрении медицинских информационных технологий принято обосновывать экономически.
В шести странах Евросоюза благодаря использованию телемедицины и мониторинга состояния пациентов на дому может быть предотвращено 5,6 млн госпитализаций пациентов с хроническими заболеваниями. За счет внедрения электронной истории болезни только в Великобритании можно предупредить примерно 800 тыс. ненужных лабораторных исследований, сэкономив 3,6 млн евро. Во Франции снижение повторных госпитализаций больных с сердечной недостаточностью на 39 тыс. за счет внедрения электронных медкарт и системы менеджмента хронических заболеваний экономит 110 млн евро в год.
Использование компьютерной системы врачебных назначений и системы поддержки принятия решений в Нидерландах позволило избежать 26 тыс. ошибок при назначении препаратов, в том числе 1300 случаев средних и тяжелых осложнений, что в сумме экономит 118 млн евро.
Внедрение электронных медкарт и системы менеджмента хронических больных в шести странах ЕС способно ежегодно предотвращать 11 тыс. смертей из-за осложнений, вызванных диабетом. Только в Испании, где за год умирает 10 тыс. диабетиков, 3 тыс. из них можно спасти жизнь благодаря этим технологиям.
Уменьшение числа дней, проводимых пациентами на больничной койке, делает госпитализацию доступнее. Если в России среднее время пребывания пациента в стенах лечебного учреждения составляет примерно 17 дней, то, например, в Баварии — 6. Расчеты показывают, что в результате использования электронной истории болезни и компьютерной системы врачебных назначений в шести странах ЕС может быть сэкономлено 9 млн койко-дней (3,6 млрд евро), лишь в Нидерландах можно освободить 560 тыс. койко-дней (600 млн евро).
Система электронного бронирования повторных визитов к врачу позволяет сократить неявки пациентов на прием на 33%. В системе вторичной медицинской помощи Великобритании потери от пропущенных пациентами посещений врача составляют 130 млн евро в год.
Точка отсчета
Насколько отечественные мотивы внедрения ИТ в медицине еще далеки от европейских, иллюстрируют следующие данные. В течение 2009-2010 годов Минсоцздравразвития провело конкурсы по тематике информационно-коммуникационных технологий на общую сумму 658,8 млн руб. Из них 91% пошло на автоматизацию работы чиновников, подчеркнул Эльянов. Неудивительно, что говорить об информатизации отечественного здравоохранения пока не приходится — только 14-15% компьютерного парка, существующего в лечебных учреждениях, обслуживает собственно медицинские нужды.
Между тем основное направление развития информационных технологий в медицине — не учет услуг, а помощь врачу. Разброс мнений по поводу наиболее перспективных направлений информатизации здравоохранения чрезвычайно широк, но есть решения, без которых нельзя обойтись. К ним Эльянов отнес электронную регистратуру (с помощью которой будет формироваться банк данных пациентов), электронную медицинскую карту и систему поддержки врачебных решений, а также системы работы с изображениями.
Препятствуют прогрессу в этой сфере пробелы в правовой базе. Доля «продвинутых» главврачей, которые отваживаются ввязаться в проекты информатизации в условиях, когда медицинский электронный документооборот фактически находится вне закона, по оценке Эльянова, не превышает 5-10%.
Однако заскучать главврачам, равно как и чиновникам, законодатели не дают. У участников форума, представлявших региональные и муниципальные администрации, самым часто задаваемым вопросом к докладчикам был вопрос о безопасности, точнее о защите персональных данных в соответствии с пресловутым законом.
"Страна больна ФЗ №152, который защищает персональные данные от их владельцев и принесет им много проблем", — констатировал Борис Зингерман, руководитель отдела компьютеризации ГНЦ РАМН.