Какие наиболее значимые изменения за последнее время произошли на рынке медицинских информационных технологий и что ждет его в ближайшие год-два? Своими наблюдениями, размышлениями и опасениями с нашим еженедельником поделились эксперты рынка.
Для участников рынка медицинских информационных технологий число 24 сегодня вряд ли ассоциируется с круглосуточным режимом работы: у всех на устах сумма, обещанная правительством на информатизацию здравоохранения, — 24 млрд руб. Бюджетные вливания сулят быструю смену расстановки сил в этом пока еще скромном сегменте ИТ-рынка.
Задел на будущий передел
Нынешний год в сфере информационных технологий для здравоохранения выдался несколько странным и противоречивым, но небезынтересным. С одной стороны, на рынке медицинских ИТ долго царило затишье, и некоторые эксперты, в том числе президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий Михаил Эльянов, считают, что никаких существенных изменений за это время не произошло. С другой стороны, случилось знаковое для отрасли событие: большинство опрошенных специалистов в первую очередь отметили весомость планов правительства в отношении информатизации здравоохранения, а также оживление рынка, вызванное этими планами.
Фактически сразу следом за тайм-аутом на рынке образовался цейтнот: потратить свалившуюся как снег на голову внушительную сумму предстоит ударными темпами. К тому же участники рынка имеют лишь самое общее представление о том, как это будет происходить и что нужно, чтобы в выигрыше оказались не только чиновники, но и медики.
"Программа модернизации здравоохранения появилась как незапланированный ребенок — неожиданно, но все рады, хотя чего от нее ждать и какой будет ее реализация, пока неясно", — заметил Артур Аухадеев, руководитель департамента маркетинга и продаж компании КИР.
Впрочем, оживление на рынке наметилось еще до официального объявления о пресловутых миллиардах, указал Владимир Островский, руководитель проектов по медицинским информационным системам компании InterSystems: появились деньги у заказчиков и новые ИТ-компании, а «старые» стали работать быстрее. Николай Кречетов, глава представительства InterSystems, отметил также увеличение количества проектов в сфере здравоохранения, в том числе крупных. Учреждения, желающие автоматизироваться, активизировались, в немалой степени благодаря постоянному давлению "сверху", заметил Александр Мартынов, генеральный директор компании СП.АРМ. До настоящего времени, по его словам, количество заказчиков позволяло разработчикам не умереть с голоду, однако о серьезном развитии программного продукта говорить не приходилось.
Но близится тот час, когда все российские лечебные учреждения будут вынуждены заниматься автоматизацией. Самым значимым событием в 2010 году будет начало разработки системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи и установки ее базовых компонентов в ряде пилотных лечебных учреждений, считает Андрей Селянин, заместитель генерального директора компании "Прогноз". Пилотный проект положит начало повсеместному внедрению этой системы, предусматривающей ведение истории болезни в электронном виде. Кроме того, создаются типовые программные решения для федерального и региональных информационных ресурсов, которые в будущем позволят полностью отказаться от сбора медицинской информации на бумаге.
Таким образом создается и задел для будущего передела рынка медицинских информационных систем.
Наиболее важным событием является президентское задание на широкое внедрение электронной медицинской карты, согласен Андрей Борейко, директор по маркетингу "Пост Модерн Текнолоджи". "Похоже, оно действительно может запустить лавинообразный процесс информатизации здравоохранения", — заметил он. Даже если на практике, как часто случается, будет выделен меньший объем средств или большая их часть будет направлена на закупку компонентов инфраструктуры — компьютеров, сетевого оборудования, — это уже неплохо. Ведь аналогичные процессы происходили несколько лет назад и в других отраслях: сначала организации покупали компьютеры, а затем задумывались о том, как их использовать, напомнил Борейко.
Еще одним немаловажным событием для рынка, сильно зависящего от действий регулирующих органов, стало появление федеральной концепции информатизации здравоохранения и разработка типовых требований к информационным системам, создаваемым в рамках данной концепции. По мнению Борейко, это свидетельствует о том, что у государства есть вполне зрелые идеи, как использовать выделяемые деньги с максимальной отдачей. "Есть надежда, что задача будет решаться комплексно", — сказал он.
"Ясность внешних требований способствует ускорению автоматизации лечебных учреждений", — отметила Светлана Мацкевич, архитектор решений для отрасли здравоохранения SAP СНГ. Однако ясности как раз пока не наблюдается.
Не навреди!
Благая весть о громадных деньгах вызвала серьезные опасения потенциальных заказчиков медицинских информационных систем: поскольку еще непонятно, как будет организовано распределение средств, рынок практически замер, активность сохранилась лишь в ведомственных медучреждениях, заметил Александр Мартынов, генеральный директор компании СП.АРМ.
Заверения чиновников Минздравсоцразвития, что у них нет намерения заменить системы, уже работающие в лечебных учреждениях, никого не успокаивают. «Сейчас все главврачи с ужасом ждут, что же им сверху «спустит» Минздрав, другое программное обеспечение не внедряют», — рассказывает Наталья Литвиненко, заместитель директора компании «АртеСофт».
По словам Мартынова, у разработчиков сложилось ощущение, что на их маленький, хрупкий, c трудом выстроенный рынок пришел слон, который просто угробит его своими нерыночными, волюнтаристскими методами. А ведь, воздействуя на область, связанную со здоровьем и жизнью людей, хорошо бы придерживаться принципа, которым руководствуются врачи: "Не навреди!»
"Не знаю, положительно или отрицательно скажутся эти миллиарды, так как есть опасения, что все сведется к убогим коробочным решениям, устанавливаемым за небольшие деньги, и основные поставщики будут брать валом, а не качеством", — размышляет Островский.
Поводами для пессимизма являются также свойственный России высокий уровень коррумпированности и беспокойство, что на всех денег не хватит. «С Тверского экономического форума я вынесла подтверждение тому, что миллионы 'распиливаются' еще до конкурсов, а до конечного потребителя, то есть ЛПУ, при нынешнем руководстве не дойдет ничего", — поделилась своим личным мнением Литвиненко.
В числе значимых событий текущего года Селянин отметил внедрение федерального регистра медицинских и фармацевтических работников, ведение которого позволит в ближайшее время более качественно планировать подготовку медицинских кадров, а также рассчитывать показатели обеспеченности и потребности в медицинских кадрах на уровне страны и регионов.
В сегменте информационных систем для фармацевтической отрасли событием года стали изменения в системе государственного мониторинга цен на жизненно важные лекарственные средства. "Ужесточение государственными и прочими проверяющими органами контроля за формированием цен на лекарственные препараты вызвало в начале весны существенный рост затрат участников фармацевтического рынка, прежде всего аптечных учреждений", — отметил Борис Скребнев, коммерческий директор компании "Спарго Технологии". Дополнительные расходы от аптек потребовались на проведение контрольных мероприятий по обеспечению соответствия отпускных цен требованиям нормативных документов. Без информационных технологий решить подобные задачи крайне затруднительно.
В сегменте лабораторных информационных систем, по словам Островского, появились заказчики, четко понимающие, чего они хотят и как это должно работать, и проявляющие интерес к серьезным системам. Мацкевич также отметила более зрелые требования функциональных заказчиков в лице руководителей медицинских организаций как важную тенденцию рынка. "Первый опыт автоматизации дал руководству клиник понимание, что информационная система может быть использована не только для автоматизации отдельных процессов — это еще и возможность увидеть всю картину по больнице", — сказала она. Теперь будут более востребованы системы, позволяющие руководству медицинских учреждений при принятии решений опереться на согласованную, интегрированную и достоверную информацию.
Радужные перспективы... переформатирования
Какие же перспективы ждут рынок медицинских информационных систем в ближайшие два года?
Если обещанные миллиарды хотя бы частично дойдут по назначению, вероятно, во многих ЛПУ появятся электронные регистратуры, вырастет их оснащенность средствами вычислительной техники, прогнозирует Эльянов. Кроме того, увеличится доля крупных медучреждений, оснащенных МИС, и число ЛПУ, подключенных к Интернету, начнется реальная работа по стандартизации и информационной совместимости, а при оптимистическом сценарии развития ситуации электронный документооборот в здравоохранении будет уравнен с бумажным.
"Рынок МИС ждет очень бурное развитие, так как в рамках программы модернизации здравоохранения необходимо внедрить медицинские информационные системы почти в 80% российских медучреждений", — полагает Селянин.
В ближайшее время Минздравсоцразвития сформирует базовый набор стандартов и определит детальные требования к МИС, которые могут быть размещены в государственном реестре (фонд алгоритмов и программ) и будут доступны для свободного получения медицинскими учреждениями. В этих условиях, считает Селянин, основными источниками дохода ИТ-компаний на рынке МИС, скорее всего, станут внедрение и дальнейшее сопровождение систем, а не продажа лицензий. Зарабатывать на установке систем будет нелегко, так как сейчас основные нарекания у персонала медицинский учреждений вызывает именно сложность качественного внедрения МИС и доведения их до уровня, удовлетворяющего пользователей.
«Рынок МИС ждут драматические изменения", — уверен Борейко. Еще год назад уровень комплексной автоматизации лечебно-профилактических учреждений, по умеренным оценкам, не превышал 10% и в основном это были коммерческие клиники. Теперь, когда обозначились планы автоматизации медицины в национальном масштабе, должно произойти полное «переформатирование» рынка. Прежние оценки долей и веса участников станут неактуальными. "Сохранение лидерства для поставщиков информационных систем будет связано прежде всего с вхождением в списки типовых, одобренных государством решений", — убежден Борейко. И этот процесс уже начался. Например, недавно правительство Москвы провело конкурс на выбор поставщиков типового решения для лечебных учреждений амбулаторного типа.
«Останутся наиболее сильные. Мелкие компании и самописные системы, при всем уважении к авторам, скорее всего, уйдут в прошлое", — считает Аухадеев.
Однако совсем не факт, что все медицинские организации, получившие МИС бесплатно, завершат на этом процесс автоматизации. По словам Литвиненко, заказчики, успевшие поработать с «минздравовскими» программами, просят разработчиков поставить "нормальное ПО, чтобы можно было работать", и «прикрутить» его к программе Минздравсоцразвития, чтобы сохранить возможность предоставления ежемесячных отчетов.
Помимо автоматизации медицинских организаций, постепенно будет набирать обороты процесс разработки и внедрения региональных систем управления здравоохранением. Маловероятно, что за короткий период он охватит все регионы, но именно в ближайшие пару лет обозначатся основные подходы к созданию систем регионального уровня. "Здесь неизбежны и разочарования, поскольку достаточно быстро региональным заказчикам станет ясно, что системы данного класса тиражировать труднее, чем решения уровня лечебного учреждения", — заметил Борейко.
По мнению Мартынова, рынок МИС ждут "два года непонятной жизни", так как в короткий срок решить столь масштабную задачу даже за большие бюджетные деньги очень сложно, и такого опыта ни у кого нет.
«Другого варианта позитивного развития медицины в мире, кроме построения мощнейших информационных систем, подразумевающих создание национальной, а в перспективе межнациональной электронной медкарты, просто нет", — убежден Мартынов. По его мнению, это не только даст возможность тотального контроля расходов на здравоохранение, но и обеспечит переход к принципиально другой медицине. "Надо признать, что за два года информационное 'счастье' в стране не построишь, и надо смелее экспериментировать, пусть даже часть путей будут ошибочными", — добавил он.