В государственную программу «Информационное общество (2011–2020 годы)», курируемую Министерством связи и массовых коммуникаций, решено инкорпорировать сегмент информатизации здравоохранения. Основные направления развития этого сегмента изложены в разработанной Минздравсоцразвития «Концепции создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года». В настоящий момент концепция, реализацию которой предполагается начать с 1 января 2011 года, разослана на согласование «в заинтересованные федеральные органы». Об этом сообщила, выступая на заседании Совета по развитию информационного общества России, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Концепция определяет цель, принципы, общую архитектуру и основные этапы построения информационной системы в здравоохранении, механизм управления и ресурсного обеспечения процессов создания и сопровождения системы, а также ожидаемый социально-экономический эффект от ее внедрения.
По словам Голиковой, без широкомасштабной информатизации невозможно решение приоритетных задач модернизации здравоохранения: предоставление населению возможности выбора страховой организации и медицинского учреждения, введение принципиально новой системы предоставления медицинской помощи на базе единых для всей России стандартов, переход на полный тариф в расчетах за оказанную медпомощь и обеспечение оперативности взаиморасчетов между субъектами РФ.
Информатизация системы здравоохранения потребует финансовых вливаний. Ориентировочно сумма, которую предстоит израсходовать на эти цели в течение ближайших двух лет, составит 24 млрд руб.
Голикова огласила три приоритетных направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении: создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи гражданам РФ в рамках государственных гарантий; создание информационно-аналитических систем (в том числе электронной медицинской библиотеки, портала главных специалистов, социальной сети медицинских работников и экспертных систем); развитие технологий персонального мониторинга здоровья (в первую очередь предполагается наладить круглосуточный удаленный мониторинг пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом).
Система персонифицированного учета послужит для поддержки принятия управленческих решений, для оценки деятельности работников, участвующих в оказании услуг в сфере охраны здоровья, а также для контроля качества этих услуг. Кроме того, она выступит инструментом обратной связи при создании и реализации региональных программ модернизации здравоохранения, в которых информатизация должна стать существенным элементом.
В настоящее время Минздравсоцразвития проводит мониторинг информационной обеспеченности регионов, чтобы оценить их уровень готовности к информатизации.
К концу 2010 года намечено завершить формирование федерального регистра медицинского и фармацевтического персонала, в который на сегодняшний день введена информация только 40% регионов. Ожидается, что это позволит сформировать подходы к кадровому профилю каждого региона, многие из которых недостаточно обеспечены узкими специалистами.
К сентябрю — октябрю 2010 года министерство рассчитывает получить исчерпывающие сведения о состоянии регионов и оценить необходимость вложения федеральных и региональных финансовых ресурсов в их информатизацию. С 2011 года Минздравсоцразвития намерено ввести электронные паспорта территорий и электронные паспорта медицинских учреждений. Пока только в 20% медучреждений существуют информационные системы, обеспечивающие собственно медицинскую деятельность персонала.