В службе скорой медицинской помощи Австралии идет процесс замены бумажных карт вызова на электронные — electronic Patient Care Record (ePCR). Далеко не всем работникам «скорой» нравится новшество.

Система носит название Victoria Ambulance Clinical Information System (VACIS), она разработана за четыре года и внедрена в Службе скорой помощи штата Виктория.

В карты вызова фельдшеры «скорой» заносят, в частности, информацию о состоянии пациента, чтобы передать ее врачам по приезде в больницу. Предполагалось, что переход на цифровые карты позволит экономить время при заполнении и откроет новые возможности для анализа данных и улучшения качества медицинского обслуживания.

Однако работники скорой выражают крайнее недовольство новой системой, утверждая, что на заполнение каждой карты вызова теперь уходит до часа (это вчетверо больше по сравнению с бумажным вариантом) и что ePCR оказываются неточными и не позволяют достоверно оценить состояние пациента. Иногда бригады, перегруженные вызовами, сдают пациента в больницу, вообще не успевая заполнить электронную карту вызова, в результате чего врачи остаются без необходимой информации.

«Нередко происходит так, что электронная карта вызова еще не заполнена до конца, а нам уже надо выезжать на следующий вызов, — признается фельдшер из Тасмании. — В таких случаях в больнице не знают ни предварительного диагноза, ни других подробностей, пока мы не возвращаемся спустя несколько часов. В бумажную карту мы успевали вовремя

записывать по крайней мере самое важное».

Фельдшер с 23-летним стажем Клайв Вон говорит, что с переходом на электронные карты вызова у больниц начали расти очереди автомобилей «скорой» — из-за того, что увеличилось время заполнения документов. Еще около десятка фельдшеров и работников профсоюза скорой помощи сообщили, что информация в электронные карты нередко заносится не полностью из-за технических неполадок или нехватки времени. Фельдшеры заполняют карты вызова либо на свой страх и риск в движущемся автомобиле, либо в стоящем у больнице, тратя драгоценное время, вместо того чтобы помочь остальным членам бригады в работе с пациентом.

Все опрошенные фельдшеры жалуются, что им сложно находить в системе нужные описания для автоматического заполнения форм и что нередко приходится выбирать первое попавшееся, а подробности заносить вручную в поля для комментариев. Это подтверждают работники приемных отделений больниц, заявляя, что карты вызова, заполненные от руки, более точны, чем электронные.

«Зачастую документы заполняются кое-как. Мы просто пишем что попало в пустом поле, лишь бы перейти к следующему», — признается фельдшер из Тасмании.

Технически грамотные работники «скорой» указывают, что система полна недоработок по части удобства интерфейса: поля медленно реагируют на ввод, а процессы входа в систему и устранения возникающих неполадок излишне сложны.

Члены профсоюза работников «скорой» отмечают и более серьезные проблемы, возникшие вследствие перехода на ePCR, многие испытывают усталость и говорят, что теперь у них меньше времени на дополнительное обучение и обсуждение выездов. Тасманский фельдшер жалуется, что ему несколько раз приходилось работать сверхурочно, чтобы заполнить электронные карты вызова за день.

Старший фельдшер из Виктории утверждает, что лаптоп, на котором работает интерфейс ePCR, опасно размещен в автомобиле: по его словам, в случае аварии ноутбук может ударить пользователя по голове.

В администрации Службы скорой помощи Виктории уверяют, что не получали жалоб на размещение ноутбука, но отмечают, что в некоторых автомобилях в целях снижения риска травм при авариях пришлось переместить зарядные устройства.

Представитель профсоюза работников «скорой» штата Виктория Стив Макги указал, что об упомянутом риске подробно написано в докладе специалистов Университета Монаша, которые провели исследование по запросу сельской службы скорой помощи штата. Согласно этому докладу, лаптопы не рекомендовано использовать при скорости движения автомобиля, превышающей 50 км/ч.

Работники «скорой» также жалуются на проблемы с подзарядкой ноутбуков, а также на их нехватку, из-за которой бригадам приходится стоять в очередях на заполнение карт вызова, и на необходимость заполнять десятки «лишних» текстовых полей.

Есть, однако, и положительные отзывы о работе с системой. Фельдшер службы интенсивной терапии и сотрудник профсоюза работников «скорой» Крой Дэй признает существование отдельных проблем, но утверждает, что в целом компьютерная система приносит пользу: «В начале переходного периода работать с ней было очень трудно, но все же она гораздо более точна, чем бумажная».

Начальник отделения скорой помощи одной из крупных больниц Виктории заверил, что никаких проблем с электронными картами вызова, полученными им от фельдшеров, не было.

Директор информационной службы Скорой помощи штата Виктория Кэмерон Крэмптон утверждает, что работники не высказывали ему замечаний по работе с системой, но признает наличие отдельных проблем и сложностей с обслуживанием столь крупной пользовательской базы.

«Мы способны идти навстречу пожеланиям пользователей, — заявляет Крэмптон. — Мы консультировались с фельдшерами и врачами при проектировании системы. Однако всегда приходится выбирать между удобством использования и возможностью получать более точные данные».

По словам Крэмптона, данные VACIS, которые документируют вызов от звонка в диспетчерскую до приема пациента в больницу, помогли улучшить эффективность работы скорой помощи и повысить качество медицинского обслуживания.

Благодаря обработке данных ePCR, за прошедший год в 500 тыс. случаев удалось отправить к местам чрезвычайных происшествий ближайшие к ним автомобили скорой помощи, избежав частых для таких ситуаций скоплений спасательных машин. По словам Крэмптона, новшество позволило высвободить тысячи бригад для выезда по другим вызовам, а кроме того, за последний год порядка 3 тыс. звонков в «скорую» (что составляет примерно 10% общего их количества) был присвоен статус несрочных, и они были переданы во вспомогательный центр приема вызовов.

Крэмптон указывает, что благодаря анализу 700 тыс. электронных карт вызова, заполненных за год, были выявлены нехватка шин для фиксации поврежденных конечностей и практика нецелесообразной экономии морфина при обезболивании. Отзывы о VACIS сортируются по категориям и передаются команде специалистов по ИТ, которая дорабатывает системы ePCR. Руководитель ИТ-команды Ноэль Маккейб встречается с коллегами из других областей Австралии для обсуждения VACIS и совместного проектирования единой национальной платформы компьютеризации здравоохранения, не имеющей аналогов по масштабам в мире, которая должна будет объединить все системы ePCR по стране.

В декабре прошлого года сотрудники австралийского Управления скорой помощи продемонстрировали VACIS своим коллегам из Новой Зеландии, предложив им охватить системой и эту страну.

На сегодня система применяется в Виктории, Тасмании и Квинсленде. В июле ePCR будут введены в действие на территории Канберры, идет развертывание в Новом Южном Уэльсе. Возможность внедрения этой технологии рассматривают в Южной Австралии и в Северной территории, а в Западной Австралии от использования системы отказались.