Трудности, внушающие оптимизмУ американских больниц и врачей есть четыре года на то, чтобы развернуть полномасштабные системы электронных медицинских карт, внедрив соответствующие технологии. Только уложившись в указанный срок, медики получат от федерального правительства деньги из специально выделенных многомиллиардных фондов. Поэтому уже сейчас в медучреждениях пытаются разобраться, как именно развертывать эти дорогостоящие и сложные системы.

В правительстве выработаны критерии "целесообразного использования", по которым будет оцениваться соответствие внедрений оптимальным методам. Однако во многих учреждениях либо вообще не знают об этих стандартах, либо не понимают, как добиться соответствия им.

Эксперты выработали пять основных рекомендаций, выполнение которых необходимо для успешного внедрения электронных медкарт в больницах и врачебных офисах:

- провести учет уже имеющихся технологий;
- заручиться поддержкой руководителей отделений и учреждения в целом, добившись их участия в развертывании;
- пользоваться только сертифицированными готовыми продуктами;
- применять лишь технологии, которые можно было бы интегрировать по всему учреждению;
- позаботиться об обучении медицинских работников и об их сертификации.

Как показал опрос, проведенный сотрудниками корпорации Computer Sciences среди ИТ-руководителей в медицинских учреждениях, те сейчас лишь на полпути к выполнению условий, гарантирующих получение денег от правительства за внедрение электронных медкарт.

Результаты опроса одновременно содержат и хорошие, и плохие новости для учреждений, в которых готовятся к внедрению электронных карт. Выяснилось, что во многих случаях больницы уже располагают возможностью внедрить один из основных элементов - компьютеризированую систему ввода указаний лечащих врачей. Многим больницам даже не потребуется для этого приобретать новое оборудование и программое обеспечение. По данным опроса, в 70% больниц есть все необходимое, однако только в 8% учреждений не менее 75% указаний уже заносится врачами в компьютер.

Выяснилось также, что, хотя в 89% больниц заявляют о наличии базового  контроля за качеством обслуживания, только в половине учреждений берут большую часть необходимых данных из имеющихся систем электронных карт. В 98% действуют правила, ограничивающие раскрытие конфиденциальных сведений о здоровье, но только в 52% применяется шифрование, защищающее такую информацию от несанкционированного доступа. В 40% сообщают о хорошей информированности персонала по поводу новых административных и уголовных наказаний согласно принятому в прошлом году Акту о восстановлении экономики и реинвестициях. Именно  этот закон предписывает выделить 36 млрд. долл. на возмещение расходов по внедрению электронных медицинских карт.

Эрика Дрэйзен, управляющий партнер подразделения Computer Sciences по здравоохранению, говорит, что ее компания систематически опрашивает потенциальных клиентов, в курсе ли они, на каком этапе находятся у них проекты по внедрению электронных карт, и большинство дает отрицательный ответ. В связи с этим Дрэйзен первым делом рекомендует учреждениям, планирующим выполнить требования целесообразного использования, начать с внутренней ревизии имеющихся систем. Необходимо выяснить, нельзя ли их сертифицировать в нынешнем виде и нет ли каких-то технологических пробелов, которые необходимо устранить.

Поиск технологических пробелов

Чак Подеста, директор информационной службы Fletcher Allen Hospital - больницы на 500 мест,  провел вышеупомянутый анализ пробелов перед тем, как выбрать систему электронных медкарт для своего учреждения. В больнице применяется система PRISM (Patient Record and Information Systems Management) корпорации EPIC Systems, и в действие она была введена летом прошлого года.

С тех пор как новая система была введена в эксплуатацию, рейтинг учреждения по системе EHR Adoption Model Сообщества информационных и управленческих систем для здравоохранения достиг 6,02 балла из 7 возможных.  Согласно этой модели, 0 баллов означает, что учреждение главным образом полагается на бумажный документооборот, а 7 - что система электронных карт внедрена на 100% и полностью интегрирована.

Подеста отметил, что у проектов внедрения электронных карт есть две стороны - техническая и практическая.

Например, критерии целесообразного использования включают требование, чтобы больница вела обновляемый список аллергий пациентов на медицинские препараты. Чтобы получить возмещение, больница должна доказать, что соответствующие сведения записаны в структурированном формате не менее чем для 80% обслуживаемых ею пациентов.

"Занести электронную запись в систему - это только полдела, - считает Подеста. - Потом еще нужно добиться того, чтобы медицинский персонал целенаправленно пользовался этой записью ".

Подесте удалось развернуть в больнице систему электронных медкарт за 15 месяцев, затратив на это около 88 млн долл. По его прогнозу, система полностью окупится, поскольку ощутимо повышает продуктивность труда. "Нам постоянно звонят врачи и  выражают признательность за то, что мы сумели сделать их работу проще", - говорит он.

В систему PRISM со временем будут интегрированы практически все ключевые операции больницы. Благодаря новшеству были выстроены бесперебойные потоки работ как для медиков, так и для технического персонала.

Инсталляция серверов и баз данных системы оказалась несложной, по крайней мере по сравнению с обучением врачей и медсестер. За 10-недельный период подведомственному отделу Подеста пришлось обучить около 6 тыс. медицинских работников, причем на обучение каждой медсестры потребовалось от 16 до 24 часов. По словам Подесты, в первую очередь обучались медсестры, а потом они уже помогали обучать врачей.

Частично обучение проводилось с помощью веб-презентаций, но по большей части все-таки посредством практического инструктажа. "Особое внимание мы уделяли полной сертификации по системе EPIC. Сертификационное тестирование должен был пройти каждый. Когда система заработала, мы не допустили к ней никого, кто не прошел сертификацию, - мы всех заставили сдать тест".

Первый этап - система ввода врачебных указаний

Трудности, внушающие оптимизмДиректор по медицинской информации Tri-City Emergency Medical Group доктор Рейд Конант убежден, что начинать проекты развертывания электронных медкарт необходимо с внедрения системы ввода указаний. По его словам, такую систему следует в первую очередь внедрить в отделении скорой помощи.

"Здесь все как на ладони", - поясняет Конант, который сам работает врачом скорой помощи. В Tri-City Emergency Medical Group 395 мест и 600 медицинских работников, ее отделение экстренной помощи обслуживает 72 тыс. пациентов в год. По этому показателю больница занимает третье место среди медучреждений округа Сан-Диего.

Конант подчеркивает, что, хотя поставщики и предлагают ПО и оборудование, уже сертифицированное в соответствии с требованиями к системам электронных медкарт, больницам, приобретающим такие продукты, все же необходимо следить, чтобы внедрение отвечало стандартам, гарантирующим денежное возмещение. А для этого нередко требуется модификация систем.

"Например, если вы внедряете приложение для поддержки принятия клинических решений, но не создаете в нем не менее пяти правил согласно требованиям для таких систем, больница не получит возмещения, - отмечает он. - Во многих случаях необходима дополнительная настройка внедряемых программ".

По словам Конанта, компьютерные программы должны помогать потокам работ, а не препятствовать им. "Мы не раз были свидетелями того, как системы ввода врачебных указаний с первого же дня начинали приносить пользу, но вместе с тем наблюдали немало случаев, когда многие месяцы пользователям приходилось страдать из-за неполноценных внедрений".

Поставщикам  необходимо снабжать свои системы адекватными наборами готовых указаний или планами медицинского ухода. В такие наборы могут входить указания о контроле жизненно важных функций, диетических ограничениях, обезболивающих медикаментах для различных состояний и т. д. Это ускоряет работу врачей с системой.

"Кроме того, за счет готовых наборов обеспечивается стандартизация оказываемой помощи в пределах отделения, - добавляет Конант. - Например, буквально вчера ко мне поступил пациент с острым инсультом. Я воспользовался специализированным набором указаний для таких случаев и смог ввести 25 указаний всего за 15 секунд".

Конант рекомендует директорам ИС создавать удобную и интуитивную структуру папок, пользуясь при этом готовыми иерархиями папок для различных отделений, предусмотренными в большинстве систем электронных карт. Также важно активизировать механизм уведомлений, чтобы оперативно извещать вспомогательный персонал о новых указаниях.

"Наша система мгновенно уведомляет операторов ЭКГ, физиотерапевтов, рентгенологов и других специалистов, - говорит Конант. Благодаря этому уменьшается время задержки при выполнении указаний и снижается вероятность ошибки".

Конант и его коллеги рекомендуют также привлекать старший медперсонал отделений и административных медработников учреждения к процессам проектирования, внедрения, тестирования, сопровождения и обучения в ходе проектов развертывания систем ввода врачебных указаний. Конант указывает, что руководителям при этом понадобится аналитическая и канцелярская поддержка, и им необходимо будет компенсировать затраты времени, поскольку их придется отвлекать от исполнения непосредственных обязанностей.

Сертификация

Некоммерческая сертификационная комиссия по информационным технологиям для здравоохранения - единственная организация, аккредитованная Министерством здравоохранения и социального обеспечения США для сертификации систем электронных медкарт на соответствие критериям целесообразного использования. Сейчас идет работа над тем, чтобы предоставить такие аккредитации и другим организациям.

"Пока этого не произойдет, сертификация продуктов, на которые могли бы положиться медики и больницы, будет идти чрезвычайно медленно, - отмечает Сью Ребер, директор сертификационной комиссии по маркетингу . - Если же вы уже ранее внедрили электронные карты, пользуясь продукцией от сертифицированного поставщика, вам достаточно будет обновить купленное у него программное обеспечение, и, если у вас накоплен хороший объем данных по пациентам, можно больше ни о чем не беспокоиться".

Для больниц сертификация систем электронных медкарт более сложна, поскольку больницы, в отличие от малых частных клиник, обычно не пользуются готовыми универсальными решениями. В больницах системы внедряются поэтапно и требуют интеграции. Как правило, в больницах существующие системы заменять не планируют, поэтому новые системы документации, ввода указаний и управления данными приходится объединять с уже используемыми технологиями.

В большинстве больниц ИТ начали применять гораздо раньше, чем в малых клиниках, но внедрение обычно происходило поэтапно от отделения к отделению. Например, в приемном отделении может использоваться система учета поступающих пациентов, в других отделениях - система перевода больных. Свои административные системы могут применяться в отделениях скорой помощи, рентгенологии, лаборатории и аптеке. Кроме того, отдельно может действовать система ввода врачебных указаний. И все перечисленное, возможно, от разных поставщиков.

Сертификационная комиссия, которая ведет свою деятельность со времени получения контракта от правительства в 2006 году, сейчас разрабатывает специальную программу, и она будет введена в действие летом. В рамках этой программы инспектора комиссии смогут проверять системы больниц на соответствие критериям целесообразного использования через Web.

По словам Ребер, пока эта программа не запущена, наиболее достоверным источником информации по упомянутым критериям остается соответствующий раздел на сайте Минздрава.

Окупаемость электронных медкарт

Denver Health, сеть медицинских учреждений, обслуживающая бедные слои населения Денвера, за пять лет сэкономила 28 млн долл. благодаря внедрению электронных систем учета пациентов и регистрации жалоб.

По словам Грегга Ветри, директора информационной службы, окупаемость систем выражается не только в деньгах. Например, раньше, при бумажном документообороте, на обработку заказа врача в аптечном отделении уходило почти полтора часа. Теперь же, после внедрения электронной системы, это время сократилось всего до семи с небольшим минут.

"Если вам срочно необходим антибиотик или вас мучает сильная боль, разница между 84 и 7 минутами играет очень большую роль," - указывает Велтри.

Система ввода врачебных указаний снижает количество ошибок. "В ней все четко, - говорит Велтри, которому во внедрении системы помогали специалисты консалтингового подразделения EMC. - Тут никогда не возникнет вопросов наподобие 'это пенициллин или ампициллин?'. Ведь, как мы знаем, почерк врачей иногда разобрать очень сложно".

Большинство ИТ-специалистов, работающих в здравоохранении, не впадают в уныние по поводу трудностей в связи с переходом на электронные медкарты: напротив, они воодушевлены перспективой улучшить обслуживание пациентов благодаря новым высокооинтегрированным системам.

"Мне приятно видеть, как медсестры и врачи пользуются нашей системой, как она облегчает им работу, - говорит Подеста. - Мне кажется, гораздо интереснее быть директором ИС здесь, чем в банке или страховой компании. Если бы я работал в другой отрасли, у меня бы не было возможности улучшать качество жизни людей, как здесь. В здравоохранении быть директором информационной службы гораздо приятнее, хотя сложностей очень много. Они меня не останавливают, поскольку я осознаю, что делаю важное дело".