В то время как правительство и ведущие поставщики систем инвестируют миллиарды долларов в медицинские информационные технологии, стремясь расширить возможности, повысить доступность и поднять качество услуг здравоохранения для своих сограждан, центры обработки данных (ЦОД) медицинских учреждений оказываются не готовы удовлетворить спрос, возникающий по мере увеличения числа пациентов и нарастания объемов цифровой информации. Такой вывод позволяют сделать результаты опроса руководителей ИТ-служб небольших и средних клиник в Великобритании, Германии, Канаде, Китае, Франции и США, который проводился специалистами HIMSS Analytics при финансовой поддержке компании Dell.
Инициаторы опроса предложили руководителям ИТ-служб медицинских учреждений оценить готовность своих центров обработки данных к реализации программ, проводимых в рамках реформы здравоохранения. В частности, речь шла о повсеместном внедрении систем электронных медицинских карт (Electronic Medical Records, EMR) и использовании цифровых изображений. Результаты опроса позволяют предположить, что ЦОД небольших и средних клиник могут столкнуться с серьезными трудностями при решении приоритетных для каждой страны задач, связанных с удовлетворением потребностей в медицинских ИТ и их эффективной поддержкой.
По оценкам руководителей ИТ-служб, внедрение систем электронных медицинских карт и систем обмена медицинской информацией (Health Information Exchanges, HIE), необходимость расширения ресурсов для хранения цифровых изображений, рост потребностей медицинского персонала филиалов и дополнительная нагрузка со стороны систем бизнес-анализа потребуют в течение ближайших двух лет увеличения мощностей ЦОД в среднем на 20-50%.
Несмотря на то что многие небольшие и средние клиники планируют увеличение затрат на ИТ в следующем году, в условиях значительного повышения нагрузки на ЦОД эффективное управление новыми информационными запросами окажется затруднено, считают специалисты Dell. К трудностям, которые предстоит преодолевать ИТ-службам, следует отнести отсутствие стандартов, необходимость решения вопросов безопасности, увеличение циклов обновления серверов, осложнения, обусловленные большим количеством серверов и поставщиков, а также ограниченным использованием механизмов виртуализации.
Отсутствие стандартов для ЦОД затрудняет организацию обмена информацией внутри клиник и между ними при постановке диагноза, принятии решений, а также в процессе координации и управления услугами, оказываемыми пациентам. Когда циклы обновления составляют пять лет и более, небольшие и средние клиники при подготовке к значительному увеличению потоков данных, которое ожидается в ближайшие два года, вынуждены производить закупки менее эффективных серверов по более высоким ценам.
Без активного использования средств виртуализации клиники, наращивающие число серверов и ресурсов хранения в своих ЦОД, в конечном итоге получат сложные системы, которые уже сегодня потребляют большую часть выделяемых ИТ-ресурсов, а на решение стратегических задач будет приходиться меньшая доля бюджета даже в условиях увеличения инвестиций в ИТ.
Сейчас настало время для подготовки ЦОД небольших и средних клиник к поддержке стратегических реформ и приоритетов, определенных для области здравоохранения. Правительственным лидерам следует учесть, что клиники способны внести существенный вклад в строительство информационной инфраструктуры, которая позволит рационализировать управление, улучшить диагностику и процесс принятия решений, повысить уровень координации и качество обслуживания пациентов в масштабе всей системы здравоохранения.
В каждой из стран ситуация имеет свои особенности. Обстановка в США, например, характеризуется следующими чертами.
Новые регулирующие требования. Руководители ИТ-служб клиник США чаще всего воспринимают регулирующие требования как бизнес-сценарий, который в ближайшие два года окажет наиболее значительное влияние на развитие отрасли здравоохранения. Представители Dell считают, что проводимая государством политика со временем найдет отражение в нормативных правилах и требованиях, предъявляемых к управлению информацией и информационной безопасности.
Распространенность серверов. Имея в своем распоряжении в среднем 75 серверов, небольшие и средние клиники США и Великобритании далеко опережают в этом отношении медицинские учреждения других стран. А поскольку примерно треть данного парка остается не охваченной средствами виртуализации, специалисты Dell полагают, что многим небольшим и средним клиникам следует задуматься о повышении эффективности использования серверов и выделении необходимых ресурсов для управления ими.
Сложность приложений. В общем и целом клиники сообщают, что выбор оборудования определяется требованиями компаний, разрабатывающих программное обеспечение, а необходимость поддержки приложений становится главным препятствием на пути к более широкому использованию механизмов виртуализации. По мнению специалистов Dell, это свидетельствует о том, что инфраструктура центров обработки данных не приспособлена к достижению максимальной производительности и эффективности.
Среди факторов, способствующих дальнейшему развитию ЦОД небольших и средних клиник, следует отметить рост ИТ-бюджетов, который наблюдается по всему миру. Три четверти руководителей ИТ-служб говорят о том, что ИТ-бюджеты в следующем году, скорее всего, увеличатся, и только 8% заявляют о грядущем сокращении затрат.
"В большинстве стран небольшие и средние клиники играют важную роль в предоставлении населению медицинских услуг, -- отметил Джеми Коффин, вице-президент Dell по вопросам здравоохранения и наук о жизни. -- Нужно сделать так, чтобы все клиники -- большие и малые, строящиеся и уже существующие -- располагали ИТ-инфраструктурой, которая позволяла бы удовлетворять информационные потребности как сегодня, так и в будущем. Мы не можем позволить себе бросить все силы на закупку и поддержку серверов и систем хранения, выйти за рамки ИТ-бюджетов и оставить без внимания решение стратегических задач, поставленных перед медицинскими ИТ в процессе осуществления реформы системы здравоохранения и реализации соответствующих бизнес-инициатив".
План Dell
Компания Dell представила план практических мероприятий, призванных повысить эффективность центров обработки данных и их готовность к грядущему информационному взрыву. С учетом проведенных исследований и обобщения опыта, накопленного крупными клиниками, аналитики Dell рекомендуют придерживаться плана действий, который содержит шесть пунктов. Выполнение этих рекомендаций должно помочь небольшим и средним клиникам повысить эффективность и масштабируемость своих ЦОД, обеспечить необходимую поддержку реформы системы здравоохранения с учетом приоритетов бизнеса и успешно завершить проведение инвестиций в ИТ на текущем и будущих этапах.
1. Устранение чрезмерной сложности. Речь идет о внедрении в ЦОД технологий, базирующихся на стандартах, о переходе к открытой и гибкой архитектуре, которая позволит автоматизировать выполнение повседневных задач управления, упростить процедуру виртуализации, обеспечивающей оптимальную загрузку серверов и средств хранения, заложить фундамент для достижения интероперабельности и организации эффективного информационного обмена как внутри клиники, так и в рамках системы здравоохранения в целом. Стандартизация способствует снижению стоимости технической поддержки, на которую приходится от 70 до 90% всех расходов ИТ-бюджета, и достижению желаемой масштабируемости в перспективе.
2. Инвестировать необходимо, но это должны быть грамотные инвестиции, направленные на повышение эффективности и масштабируемости систем, на создание средств управления, помогающих сократить расходы на техническую поддержку и добиться максимальной отдачи от имеющихся ресурсов. Регулярное обновление серверного парка поможет сэкономить деньги за счет уменьшения затрат на техническую поддержку, сокращения энергопотребления и снижения расценок на оборудование.
3. Виртуализация выступает в роли сдерживающего фактора в процессе дальнейшего наращивания серверных мощностей и ресурсов систем хранения. Ускорение процедуры виртуализации серверов и систем хранения обеспечивает эффективную масштабируемость, минимизацию затрат на техническую поддержку и высвобождение бюджетных средств и ИТ-ресурсов для решения стратегических задач, стоящих перед медицинскими информационными технологиями. Использование соответствующих средств управления упрощает развертывание виртуальных сред.
4. Анализ альтернативных моделей. В случае существенного роста потребностей в пропускной способности при внедрении систем электронных медицинских карт имеет смысл рассмотреть возможность перехода к модели использования программного обеспечения в качестве услуги (SaaS). Для получения дополнительных ресурсов можно воспользоваться хостингом приложений или обратиться к модели аренды ресурсов ЦОД.
5. Автоматизация управления повседневными операциями помогает высвободить ИТ-ресурсы для решения стратегических задач. Покупка серверов с предустановленным на них программным обеспечением избавляет персонал ИТ-служб от работ по развертыванию систем и настройке конфигурации вручную. Можно также использовать серверы со встроенными средствами управления, например с интегрированными контроллерами, предназначенными для организации мониторинга и управления производительностью системы с единой консоли.
6. Эффективное разделение данных на уровни позволяет сократить затраты на оборудование и средства обеспечения безопасности, помогая одновременно добиться выполнения требований, предъявляемых к готовности данных.