Первый сервис единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (ЕМИАС) — система управления потоками пациентов — охватила 351 амбулаторное лечебное учреждение из тех 360, которые планируется подключить к ней. Это все городские и детские поликлиники, а также некоторые диспансеры, диагностические центры, женские консультации и стационары, включенные в пилотную зону. В оставшихся девяти медучреждениях внедрение отложено либо из-за ремонта регистратуры (до его окончания), либо из-за отсутствия в ЕМИАС функций, к которым привыкли врачи данных поликлиник (до их появления).
Количество записей на прием к врачу в ЕМИАС к августу достигло 3,6 млн. Но подавляющее большинство визитов к врачу москвичи по-прежнему резервируют очно: 61,2% записей сделано в инфоматах, установленных в поликлиниках, еще 27,2% — в регистратуре. По телефону контакт-центра записываются к врачу 9,1% пациентов. На интернет-сервисы приходится менее 2% всех записей: 1,6% на портале госуслуг и только 0,1% через приложение на мобильном телефоне. Напомним, что «Электронная регистратура» для владельцев iPhone и устройств на базе Android была выпущена в мае компанией «Фаворит системы» при участии ЛАНИТ, отвечающей за разработку системы управления потоками пациентов.
Масштабное оснащение рабочих мест врачей компьютерами только начинается. Из 22 тыс. компьютеров, которые должны занять свое место на рабочих столах врачей, к концу лета было установлено только 1,5 тыс. Обучение навыкам работы с техникой пока прошла лишь небольшая пилотная группа докторов — сотрудники двух поликлиник.
Тем временем столичные власти начали активно популяризировать электронные сервисы среди москвичей, размещая социальную рекламу на улицах города и в общественном транспорте, а также путем таких специальных мероприятий, как фестиваль «ИнфоСити» на Андреевском мосту, где стенд «Здравоохранение 2.0» занимал заметное место. И эти усилия приносят первые плоды.
К настоящему времени сервисом ЕМИАС воспользовались 1,5 млн горожан, а число записей к врачу в системе увеличилось до 4,7 млн. На дистанционные каналы приходится уже почти 20% всех записей на прием к врачу, и этот показатель неуклонно растет, сообщил советник руководителя департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров. Увеличение дистанционной записи в конкретную поликлинику — это один из показателей эффективности работы специалистов по внедрению системы, консультантов, которые обязаны рассказывать людям о новых возможностях. В перспективе создатели системы управления потоками пациентов намерены довести долю удаленных каналов записи на прием до 80%.
На днях в ЕМИАС запущена услуга SMS-уведомлений о приеме в поликлинике. Заранее напоминать о запланированном визите к врачу система будет бесплатно. Подписаться на сервис уведомлений или отказаться от него можно в регистратуре, контакт-центре или инфомате в холле поликлиники. После этого на мобильный телефон придет короткое сообщение с информацией о времени и месте приема, имени и специальности врача, которое нужно сохранить в папке «Входящие». При отказе от записи или изменении ее параметров придут новые оповещения.
Стремительное развитие информационной системы не обходится без проблем. Например, с ростом числа пользователей городских сервисов резко снизился уровень обслуживания в контакт-центре, услуги которого предоставляет компания «Ростелеком». В пиковые часы существенно участились случаи, когда звонящий слышит сигнал «занято», увеличилось время ожидания на линии. Учитывая, что нагрузка на общегородской контакт-центр в ближайшее время будет только расти, провайдеру придется срочно расширять его мощности.