Роман Ивакин директор департамента ИТ и связи Минздрава
Роман Ивакин: «Проект ЕГИСЗ — сложный и во многом беспрецедентный»

Информатизация здравоохранения стартовала в регионах с большой задержкой. Теперь, прежде чем программу модернизации сменит программа развития отрасли, за полгода необходимо доделать все намеченное на 2011-2012 годы.

Из выделенных на информатизацию здравоохранения 29,4 млрд руб. (включая 9,2 млрд из бюджетов субъектов федерации) к настоящему времени израсходовано почти 20,9 млрд руб. (из них 6,1 млрд — деньги регионов). За счет этих средств обеспечено развитие инфраструктуры, организованы защищенные каналы связи, оснащены ГЛОНАСС около 20 тыс. машин и 2,7 тыс. диспетчерских станций скорой помощи (более 95%), а также запущены первые сервисы единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в том числе электронная регистратура и федеральная медицинская электронная библиотека.

«Разработаны и сданы в эксплуатацию девять базовых сервисов для единой национальной системы информатизации здравоохранения, которые позволяют полностью осуществлять управление медицинскими учреждениями», — сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, выступая в Госдуме с докладом об итогах работы в 2012 году. По словам министра, уровень оснащения медицинских организаций компьютерной техникой к началу 2013 года увеличился в 1,7 раза, причем если полтора года назад компьютеры в лечебно-профилактических учреждениях использовались разрозненно и фрагментарно, то сейчас активно формируются локальные вычислительные сети и создается единое информационное пространство для управления медучреждениями.

«Установка компьютерного оборудования не самоцель, нужно научиться его правильно использовать как основу для дальнейшей модернизации отрасли», — отметил премьер-министр Дмитрий Медведев на январском заседании правительства. По его словам, внедрение информационных технологий должно обеспечить новый уровень в работе врача и более комфортные условия для пациента. «Электронная запись к специалисту, история болезни, телемедицина – все это уже применяется, но отдельные примеры должны стать ежедневной практикой здравоохранения и в городах, и в отдаленных населенных пунктах на селе», — заявил Медведев.

По решению правительства, к 1 июля Минздрав должен завершить мероприятия региональных программ модернизации, запланированные на 2011–2012 годы, обратив особое внимание на соблюдение сроков (в том числе ввода в эксплуатацию медицинского оборудования), на информатизацию медучреждений, а также на публикацию отчетности (в том числе об использовании денежных средств).

До 15 марта Минздрав обязали представить в правительство доклад о создании ЕГИСЗ, включающий сведения о текущем статусе проекта и предложения по его дальнейшей реализации с оценкой стоимости и социально-экономического эффекта. Кроме того, ведомству предписано организовать широкое общественное обсуждение итогов модернизации и доложить о результатах к 1 сентября.

Беспрецедентный масштаб

Уже через несколько дней после заседания правительства представители Минздрава выступили на круглом столе «Информатизация здравоохранения: итоги 2012 и перспективы на 2013 год», организованном «РИА Новости». Проект ЕГИСЗ — сложный и во многом беспрецедентный, подчеркнул Роман Ивакин, директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ. По его словам, Россия — единственная страна в мире, которая смогла сформировать единое информационное пространство в здравоохранении, хотя пока запущена только часть запланированных сервисов.

Информатизацией охвачено почти 14 тыс. медучреждений, включая 8,3 тыс. ЛПУ, работающих в системе обязательного медицинского страхования. К ЕГИСЗ подключено более 600 тыс. автоматизированных рабочих мест, при этом средняя стоимость одного АРМ составила 65 тыс руб., включая компьютерное оборудование, программное обеспечение и сети.

По записи жалоб почти нет

По итогам проведенного осенью общественного обсуждения приоритетов региональной и муниципальной информатизации, запись к врачу занимает первое место среди самых востребованных государственных услуг, предоставляемых в электронном виде. Увеличение доступности медпомощи подтверждается значительным ростом количества оказанных медицинских услуг, и определенную роль в этом играет автоматизация, которая упорядочивает процесс записи на прием, считает Ивакин.

Сегодня через единый портал госуслуг c сервисом записи на прием к врачу активно работают около 4 тыс. медучреждений. Однако, как рассказал Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства, в шести регионах нет ни одного ЛПУ, куда можно записаться на gosuslugi.ru. В их числе Кировская, Ленинградская, Московская и Ростовская области, Республика Ингушетия и Приморский край. Еще девять регионов, включая Москву, выложили на федеральный ресурс расписания одного–пяти ЛПУ. При этом онлайн-запись к врачу функционирует на региональных порталах этих субъектов.

За два месяца с момента запуска эпектронной регистратуры по всем каналам для сбора замечаний о работе сервиса, включая горячую линию и электронную почту, в Минздрав обратились всего 194 человека. Это ничтожно мало по сравнению с 2,5 млн записей на прием, совершенными за этот период, считают в ведомстве. К тому же треть обращений связана с проблемами при оказании медуслуг, а не при использовании электронной регистратуры.

Все жалобы направляются в Росздравнадзор и региональные органы управления здравоохранением, которые обязаны сообщить как гражданину, так и Минздраву о результатах проверки фактов и принятых мерах. Доступность записи на портале госуслуг к специалистам медучреждения, на которое поступила жалоба, также проверяется на месте, в ЛПУ, сказал Роман Сафронов, замдиректора Департамента ИТ и связи Минздрава РФ.

Регионы просят поддержки

Реализация проекта ЕГИСЗ вызывает нарекания с разных сторон. «Не все аспекты информатизации в достаточной степени методически проработаны», — полагает Хилов. В январе 2013 года Экспертный центр электронного государства опросил 20 специалистов, принимавших непосредственное участие в информатизации регионального здравоохранения. Основные претензии, высказанные респондентами, касались неэффективного управления проектом и недостаточной методической поддержки со стороны Минздрава, отсутствия регламентации и координации действий со стороны федерального центра при реализации проекта в регионах.

В числе системных проблем были названы также отсутствие приемлемых каналов связи, дефицит квалифицированных кадров по внедрению и эксплуатации информационных систем, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, недостаток ИТ-компетенции у специалистов медучреждений, сопротивление медперсонала внедрению ИТ.

Эксперты рекомендовали Минздраву усилить методическое руководство и управление проектом, ускорить утверждение стандартов и протоколов информационного обмена, обеспечить широкое освещение хода проекта и его результатов.

Критикуют проект и законодатели, констатируя, что для налогоплательщиков полученных результатов недостаточно. «На эти деньги можно было сделать проект эффективнее, с точки зрения гражданина», — заявил Руслан Гаттаров, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. Что именно следовало сделать иначе, сенатор не уточнил. В Совете Федерации три раза рассматривали проект ЕГИСЗ и трижды оценивали ход его осуществления как неудовлетворительный; кроме того, ко второму сервису для пациентов — электронной медкарте у законодателей много вопросов, в том числе по безопасности персональных данных, сообщил Гаттаров. Вместе с тем он признал значимым результатом проекта создание инфраструктуры и заделов на будущее.

Долгая дорога к карте

«Действительно, для гражданина изменения пока мало заметны, они только начались», — согласен Сафронов. По его словам, электронная медкарта не только наиболее полезный сервис, но и самый чувствительный для пациента, а значит, его надо максимально проработать, чтобы снизить число проблем на этапе внедрения. Для этого будут привлечены члены недавно созданного при Минздраве Экспертного совета, в который вошли представители общественных организаций и профессиональных ассоциаций, в том числе АРМИТ. Кроме того, для сбора предложений профильных специалистов проект интегрированной электронной медкарты (ИЭМК) был направлен во все федеральные медучреждения. После рассмотрения обновленной версии проекта на экспертном совете в феврале планируется выпустить документ, определяющий набор обязательных полей ИЭМК.

В дальнейшем многое будет зависеть от регионов. Данные в ИЭМК должны поступать из медицинских систем, по внедрению которых регионы едва смогли выполнить минимальные требования, доведя долю ЛПУ с МИС до 20%, отметил Сафронов. Пилотирование сервиса, проводившееся в начале прошлого года, он назвал профанацией: при подключении порядка 1% рабочих мест/учреждений не было отработано взаимодействие даже на уровне региона.

Согласно дорожной карте по внедрению ИЭМК, рассчитаной до конца 2014 года, сначала сервис запустят в десяти субъектах с наивысшей степенью готовности. По словам Сафронова, к таковым сейчас относятся Москва, Белгород, Омская область. C 1 марта в этих регионах предполагается начать отработку основных процедур, связанных с функционированием ИЭМК: первичного наполнения медкарты данными для идентификации пациента, переноса данных из региональных МИС в федеральный сервис, обмена данными и интеграции с ресурсами системы обязательного медицинского страхования. Результаты в Минздраве рассчитывают получить к середине года.

Что касается ближайших перспектив развития ЕГИСЗ, то у Минздрава большие планы по телемедицине, организации дистанционного скриннинга и внедрению экспертных систем. В частности, предстоит внедрение системы, помогающей врачам проверять совместимость лекарственных препаратов. Это решение разработано в конце 2012 года, теперь его необходимо интегрировать с регистром медперсонала.