Источник: Maurizio De Angelis/Wellcome Images |
Но еще 20 лет назад ученый Массачусетского технологического института Эрл Миллер, экспериментируя, заметил, что в зонах мозга, отвечающих за мышление, активность нейронов отличается: они могут вести себя по-разному в зависимости от задачи. Поначалу эта теория встретила сопротивление: считалось, что функции каждого нейрона фиксированны.
Исследователи из МТИ провели эксперимент, обучив обезьяну запоминать последовательность, в которой ей показывали две картинки. Мозговые клетки — «универсалы», которым ученые дали название нейронов со смешанной избирательностью, при этом проявляли нелинейную активность: их отклики на сочетания стимулов нельзя было предсказать на основе откликов на каждый из этих стимулов в отдельности (например, на каждое из изображений).
Миллер и коллеги построили компьютерную модель нейросети мозга, вначале снабдив ее лишь простыми нейронами. Возможности такой сети исчерпывались освоением лишь примерно 100 задач. Но когда в модели появились универсальные нейроны, способность сети к обучению выросла на порядки, а при увеличении их доли до 30% стала «практически неограниченной», утверждают ученые.
Особенно много нейронов со смешанной избирательностью — в префронтальной коре, где происходит мышление, обучение и планирование, отмечают исследователи.