EHR
Источник: CIO Magazine

В правительстве США с удовлетворением сообщают, что больше половины всех врачей и 80% больниц уже пользуются системами электронных медицинских карт (electronic health records, EHR) и получили в общей сложности около 14,6 млрд долл. по учрежденной в 2009 году программе возмещения затрат на внедрение и «конструктивное использование» таких систем.

Но, как выяснилось, эти цифры еще не показатель конструктивного использования EHR. Целый ряд исследований указывает, что поставщики медицинских услуг недовольны применяемыми ими системами EHR — почти 40% — заявляют, что не порекомендовали бы свою систему коллеге, и больше 30% сообщили, что купят новую взамен имеющейся. Последний показатель вырос по сравнению с 2010 годом, когда впервые появилось определение «конструктивного использования». Авторы редакционной статьи в Annals of Internal Medicine пишут, что ввод правил конструктивного использования повлек за собой непредвиденное последствие — распространение систем EHR, которые не слишком хорошо работают.

«Переломная отметка» распространения EHR

Результаты недавнего опроса медиков, проведенного Accenture, указывают на то, что использование EHR во всем мире достигло переломной отметки: 60% врачей применяют системы EHR в клиниках и 91% — в больницах.

Скачок применения EHR — это прежде всего результат государственной политики в США, Сингапуре, Канаде и других странах, полагает Каве Сафави, руководитель медицинского направления Accenture в Северной Америке. В США важнейшую роль сыграло осознание того, что государственный сектор должен дать толчок частному, чтобы побудить к внедрению новой технологии; таким толчком стал закон HITECH Act 2009 года. Преимущества EHR осознают многие заинтересованные стороны, от пациентов и государственных структур до страховщиков и самих организаций здравоохранения, однако основной груз расходов при этом ложится на врачей, отмечает Сафави.

По сведениям Accenture, большинство врачей характеризуют использование EHR как «рутину». Две трети опрошенных набирают в системе заметки во время или после визита пациентов, почти половина осуществляют доступ к клиническим данным о пациентах, накопленным в различных медицинских организациях, и больше трети применяют систему для получения предупреждений или напоминаний во время визита пациента.

«Мне кажется, нет уже никого, кто считал бы EHR 'модным' техническим новшеством», — отмечает Сафави.

Многим врачам не нравятся используемые ими системы EHR

В целом картина далеко не радужная. По данным организации HIMSS Analytics, половина из 18 тыс. с лишним американских больниц широкого профиля и поликлиник все еще пользуются бумажными картами.

А те, кто перешел на цифровой документооборот, не всегда довольны этим. Опрос, проводившийся HIMSS Analytics в декабре прошлого года, показал, что в 35% медучреждений планируют заменить или обновить уже имеющуюся систему. Похожие результаты были получены в ходе опроса, проведенного весной компанией Software Advice: больше 30% поставщиков медуслуг собираются заменить имеющуюся систему EHR; и из них свыше 60% в качестве главной причины назвали неудовлетворенность системой из-за отсутствия необходимых функций, неудобного или слишком сложного пользовательского интерфейса или неудачного оборудования.

Кроме того, высказывались предположения, что министерство здравоохранения «накручивает» цифры внедрения EHR, чтобы объявлять об успехе правил конструктивного использования. Между тем критики считают эти правила и связанные с ними нормы «излишними» предписаниями, которые «крайне затрудняют» медицинскую практику. Один из таких сопутствующих законов — изданная в Массачусетсе директива, которая с 2015 года запретит выдачу лицензий медикам, не выполняющим правила конструктивного использования EHR.

Почему же врачи так недовольны имеющимися системами EHR? Есть несколько основных причин.

Системами EHR нельзя пользоваться на мобильных устройствах

В противоположность распространенному мнению, врачи далеко не консерваторы: подавляющее большинство имеет смартфоны и у многих есть планшеты. Они хотят пользоваться ими по работе, но не могут. Отчасти в этом виноваты опасения по поводу возможных проблем безопасности, которые в медицине воспринимаются острее, чем в других сферах, учитывая деликатность сведений о пациентах.

Но более серьезная проблема в том, что разработчики EHR слишком медленно адаптируют свои системы для мобильных устройств. Опрос, проведенный компанией Black Book, показал, что врачи хотят пользоваться мобильными EHR для доступа к данным пациентов, но обнаруживают, что большинство систем не имеют соответствующих функций. Наиболее распространенная жалоба — разработчики EHR не адаптируют под размер экрана смартфона пользовательский интерфейс, изначально рассчитанный на настольный компьютер, не говоря уже о том, чтобы разработать новый интуитивно понятный интерфейс, рассчитанный на сенсорное управление.

Многие врачи не успевают выполнять требования «конструктивного использования»

В следующем году начинается действие второй ступени правил конструктивного использования EHR. Ее выполнить сложнее, чем первую: от простого использования EHR нужно переходить к обмену информацией из системы с другими поставщиками медуслуг.

Многие организации еще не готовы к этому.

Согласно опросу Accenture, реже всего из функций EHR используются следующие:

  • средства связи для дистанционных консультаций и диагностики;
  • средства автоматизированного уведомления о том, что пациент обратился в другую медицинскую организацию;
  • электронная выписка рецептов;
  • механизмы взаимодействия с клиническими системами поддержки принятия решений, помогающими в постановке диагноза и выборе лечения при осмотре пациента.

Каждая из этих функций подразумевает обмен информацией и потому является важной для выполнения второй ступени правил конструктивного использования. Но к этим средствам неспроста обращаются редко, полагает Сафави: далеко не при каждом визите пациента требуется принимать решения на основе геномных исследований или глубокого изучения эффективности лекарств.

Помимо того, сложный процесс обучения, необходимый для выполнения правил конструктивного использования, сильно бьет по индивидуальным врачебным практикам. Опасаясь санкций за неиспользование EHR, они все чаще вынуждены присоединяться к более крупным сетям медицинских учреждений, утрачивая независимость или навсегда закрывая двери своих кабинетов.

Следствием стал призыв к отсрочке ввода в действие второй ступени правил. В числе сторонников этого призыва — шесть сенаторов-республиканцев, а также Американская медицинская ассоциация и Колледж менеджеров по управлению медицинской информацией. Считается, что такая задержка поможет улучшить функциональность и интероперабельность систем EHR.

Внедрять EHR слишком трудно

Попросту говоря, внедрить EHR сложно. В недавнем докладе, опубликованном в Becker's Hospital Review, были перечислены десять распространенных ошибок внедрения. Среди них — недостаточное обучение персонала, использование обходных решений, ввод слишком большого объема данных в электронные карты и отсутствие анализа клинического трудового процесса перед внедрением EHR.

Анализировать организацию рабочего процесса очень важно, уверен Сафави. Для крупных медицинских сетей это меньшая проблема, поскольку они уже много десятилетий реализуют крупномасштабные ИТ-проекты. Небольшим врачебным офисам труднее. Им приходится не только иметь дело с несоответствием между прохождением информации по электронной системе и более привычным бумажным документооборотом; возникает и множество мелких проблем, вплоть до торможения работы из-за того, что все заняты вводом данных в EHR-систему.

Бывает, что поставщики медуслуг не учитывают возможные финансовые последствия внедрения EHR. В мае Медицинский центр «Мэн» объявил об операционных убытках на сумму 13,4 млн долл., понесенных за первую половину финансового года в связи с «непредвиденными финансовыми последствиями» внедрения системы EHR от Epic Systems. Следует отметить, что немалая стоимость EHR-систем данной компании ни для кого не новость. Следствиями стали падение продуктивности в период освоения системы пользователями, непредвиденные затраты на обучение и программные дополнения, а также задержки оплаты услуг на время сопряжения друг с другом EHR и финансовых систем.

В порыве недовольства системой врачи могут поддаться желанию снова взять в руки старый добрый планшет для бумаг. Но возврат к бумаге — это не ответ; есть свидетельства, что смешанные электронно-бумажные процессы чреваты медицинскими ошибками, особенно с выпиской лекарств.

Некоторыми системами EHR пользователи все-таки довольны

Но ситуация не безнадежная. Существуют системы EHR, которые все-таки нравятся врачам. Обычно их предлагают разработчики с небольшим числом заказчиков (если судить по успешно прошедшим аттестацию на конструктивное использование) и поэтому лучше заботящиеся о своих клиентах.

Один из таких поставщиков — компания athenahealth, чья универсальная система EHR недавно заняла первое место по удобству использования, согласно результатам опроса, проведенного KLAS Research. Компания аthenahealth позиционируется как поставщик услуг, а не программного обеспечения, объясняет ее директор по технологиям Джереми Делински. В свете этого в компании стараются делать все, чтобы помогать врачам быстрее подавать страховые требования.

Чтобы избежать текучести клиентов, в athenahealth после внедрения высылают к заказчикам команду специалистов, которые оперативно помогают, когда что-то идет не так. Персонал контактного центра компании специально обучен отвечать на вопросы врачей, которым нередко нужна помощь даже вне обычных рабочих часов.

У всех пользователей работает один и тот же ежемесячно обновляемый экземпляр облачной системы athenaClinicals. Так проще выполнять потребности заказчиков, утверждает Делински. Это также помогает athenahealth избежать распространенной ловушки, из-за которой ухудшается удобство использования EHR, — добавления ненужной пользователям функциональности. В компании следят, сколько времени пользователи проводят в системе, благодаря чему, в частности, удалось выяснить, что врачи тратят слишком много времени на то, чтобы задокументировать визит пациента.

По словам Делински, вместо того чтобы изобретать EHR заново, athenahealth «пытается изменить представления о том, какой EHR может и должна быть». В частности, реализуются возможности обмена медицинскими исследованиями через EHR, привлечения пациентов к уходу за своим здоровьем и анализа медицинских данных в целях улучшения процессов оказания услуг. «Мы создаем приложение, которое нравится и нам самим», — заявляет Делински.