Источник фото: government.ru |
Создание единой государственной информационной системы здравоохранения началось с того, что о необходимости информатизации отрасли заговорили первые лица государства. Этим летом вопросы информатизации здравоохранения снова поднимались в обсуждениях на высшем уровне: на госсовете и заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию.
В конце июля президент РФ Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета о повышении доступности и качества медицинской помощи в регионах, на котором затрагивались вопросы применения ИТ в обеспечении доступности медицинских услуг в удаленных районах и в подготовке кадров. Как отметил президент, лишь 35,4% граждан страны удовлетворены уровнем медицинской помощи. В конце 2012 года правительство приняло госпрограмму развития здравоохранения, план мероприятий по повышению эффективности отрасли и программу госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Успешное внедрение «дорожной карты» и программа госгарантий напрямую зависят от активности региональных властей, подчеркнул Путин.
Врачи на выезде
Представлявший на госсовете активные регионы Александр Жилкин, губернатор Астраханской области, считает, что в населенных пунктах, транспортное сообщение с которыми затруднено или вообще отсутствует, необходимо развитие мобильной медицины с использованием выездных форм работы, а также дистанционной медицины с применением телекоммуникационных технологий.
«Для проведения диспансеризации, консультирования и лечения пациентов в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах целесообразно организовывать выездные мультидисциплинарные бригады врачей-специалистов», — заявил он. Доступность медпомощи в таких местах должны обеспечивать передвижные флюорографические и маммографические установки, мобильные ФАПы, врачебные амбулатории, стоматологические и поликлинические модули, оснащенные необходимым медоборудованием. «Опыт работы таких мобильных комплексов показал, что они интегрируются с трехуровневой системой оказания медицинской помощи: решают проблему кадрового дефицита, оказывают первичную специализированную медико-санитарную помощь, ведут отбор пациентов на высокотехнологичную помощь, проводят организационно-методическую работу с врачами первичного звена», — сказал губернатор. Помимо практикующих врачей к работе мобильного модуля привлекают врачей-интернов и клинических ординаторов.
Работа выездных модулей, по отзывам населения, оценивается весьма положительно и во многих регионах сегодня наращивается, сообщил Жилкин. Он также предложил внести в программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи специальные нормативы объемов и стоимости медицинской помощи для труднодоступных и малочисленных населенных пунктов.
По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, в 2012 году для субъектов РФ было приобретено 187 мобильных медицинских комплексов, сформировано более 8 тыс. выездных врачебных бригад, оснащенных портативным оборудованием, более 4 тыс. учреждений включены в телемедицинскую сеть и проводят дистанционные консультации.
Столичный эффект
Телемедицина в ближайшие годы станет одним из приоритетных направлений и для Москвы, сообщил и.о. мэра Москвы Сергей Собянин. По его словам, в столице создается телемедицинский центр, в котором будут работать высококвалифицированные специалисты, способные удаленно консультировать врачей общей практики и помогать им устанавливать правильные диагнозы.
Выступая на прошедшем в конце июля заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию, Собянин заявил, что применение информационных систем в здравоохранении показывает значительную социальную и управленческую эффективность. Электронной записью, которой охвачены все поликлиники Москвы, воспользовалось около 40% населения. Время, которое пациент тратит, чтобы записаться в поликлинику, сократилось с 60-90 до 5 минут. Сегодня 100% записи на прием к врачу происходит в электронном виде, причем основная часть — с использованием дистанционных каналов. Кроме того, в системе четко видна нагрузка каждого врача в поликлинике и логистика движения пациентов. В результате исправления этой логистики ожидание врача удалось снизить практически в четыре раза, утверждает Собянин. Он признал, что достаточно серьезные проблемы остаются, среднее время ожидания для плановых больных составляет от трех до семи дней, поэтому, помимо развития электронных услуг, необходимо также строительство новых поликлиник. «Но тем не менее эффект на самом деле больше, чем даже от строек», — оценил Собянин результат информатизации.
Близкие цели
Сегодня необходимо завершить интеграцию региональных МИС в единую государственную информационную систему здравоохранения РФ и создать механизм взаимодействия органов власти и организаций, владеющих сведениями о гражданах, не только в целях оказания госуслуг, но и для осуществления ими своих функций, отметил Жилкин. Чтобы повысить прозрачность системы здравоохранения, необходимо формировать и публиковать в открытом доступе для населения рейтинги медицинских организаций, отдельных врачей, региональных систем здравоохранения, сформированных на основе единых для субъектов РФ критериев независимой системы оценки, подчеркнул он.
Кроме того, требуется разработать нормативную базу для взаимодействия всех участников процесса, в том числе ИТ-специалистов, органов управления, врачей и самих пациентов. Серьезный социальный эффект можно получить от создания сервисов для населения, полагает Жилкин, например, «Личный кабинет пациента» предоставит возможность просмотреть результаты исследований, получить консультацию у врача или справку без посещения медицинской организации.
Предстоит также создать дополнительные электронные сервисы для медработников, такие как специализированные электронные библиотеки, закрытые социальные сети, дистанционные программы обучения.
В 2012 году завершено создание национальной электронной медицинской библиотеки и подготовлено электронное рабочее место врача, напомнила Скворцова. «Уже к декабрю мы намерены до 25% рабочих мест врачей первичного звена полностью компьютеризировать с выходом на созданную национальную медицинскую библиотеку», — заявила она.
С осеннего семестра прошлого года идет масштабное повышение квалификации всего профессорско-преподавательского состава – 3 тыс. заведующих кафедрами и основных профессоров медицинских курсов. В процесс обучения медиков постепенно внедряются симуляционные, виртуальные и другие технологии. В 2012 году создано семь симуляционных тренинговых центров на базе медицинских вузов, в настоящее время открыто дополнительно еще семь. Разработаны дистанционные программы непрерывного медицинского образования для врачей первичного звена, и с октября 2013 года в девяти субъектах РФ стартует пилотный проект с их использованием. Кроме того, разработаны электронные системы помощи врачу в принятии решений, что очень важно для удаленных районов страны, полагает Скворцова.
Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил на заседании Совета, что решил лично возглавить правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В конце августа эта комиссия преобразована в правительственную комиссию по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Помимо прочего в число ее задач входит координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам повышения качества образования, оказания медицинской помощи, социальной защиты, содействия развитию культуры и средств массовой информации на основе ИТ. Обновленную комиссию наделили дополнительными полномочиями, которые позволят ей вносить в правительство проекты нормативных актов.
По результатам заседания решено, что Минкомсвязи, Минфину и Минэкономразвития следует проанализировать, как ведется информатизация федеральных органов исполнительной власти и как работают внедренные информационные системы, а также расходы на их создание и эксплуатацию. На основе проведенного анализа руководители ведомств должны представить в правительство предложения по размещению государственных и ведомственных информационных систем на базе единой информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры — в «государственном облаке». Кроме того, к 6 ноября Минкомсвязи совместно с Минздравом обязаны представить в правительство предложения по созданию на едином портале госуслуг электронных сервисов по дистанционному получению гражданами высокотехнологичной медицинской помощи и консультаций.