Отраслевой форум становится все более зрелым, как и рынок медицинских ИТ |
Нынешняя конференция, традиционно проходящая под эгидой Минздрава РФ, отличалась от своих предшественниц более спокойной рабочей атмосферой и сбалансированной программой, правда, унаследовала главный недостаток — параллельное обсуждение тем, интересующих многих участников мероприятия. Отраслевой форум становится все более зрелым, как и рынок медицинских ИТ: вендоры представляют не столько продукты и услуги, сколько свой опыт реализации проектов и применяемые в них подходы, а заказчики в своих выступлениях говорят не только о достижениях, но и о проблемах, которые раньше обсуждались преимущественно в кулуарах.
Ежедневный подвиг
Основными проблемами информатизации здравоохранения сегодня остаются недостаточная оснащенность компьютерами (в разных регионах 40-80% необходимого), проблемы с каналами связи (отсутствие готовых каналов до медучреждений в удаленных районах, высокая стоимость их аренды, низкая надежность и недостаточная пропускная способность), отсутствие квалифицированных ИТ-специалистов в медицинских организациях и массовая компьютерная неграмотность медперсонала. Об этом рассказал Александр Гусев, замдиректора по развитию бизнеса компании «Комплексные медицинские информационные системы», проанализировавший утвержденные в 2013 году программы развития здравоохранения всех 83 регионов.
Если в 2012 году главные страсти кипели вокруг конкурсов, где разработчики отвоевывали себе «поляны» на рынке медицинских ИТ, то теперь перед всеми «победителями» стоит одна и та же нелегкая задача — выполнить обязательства по госконтрактам в условиях ограниченных ресурсов, а во многих случаях — еще и истекших сроков. Общие трудности приглушили накал конкурентной борьбы между поставщиками, часть которых к тому же стали партнерами в крупных проектах. А сложность решаемых задач смягчила остроту извечных противоречий между заказчиками и исполнителями.
«Работа, которой заняты сейчас люди, внедряющие информационные технологии в здравоохранении в нашей стране, — это настоящий подвиг», — заявил Андрей Борисов, гендиректор компании «Пост Модерн Текнолоджи», чью cистему «Медиалог» запускают 329 лечебных учреждений в шести областях. По его словам, сотрудники не видят своих семей месяцами и почти не спят, добиваясь максимально возможного результата.
«То, что удалось сделать в регионах, достойно уважения», — подчеркнул Роман Сафронов, замдиректора департамента ИТ и связи Минздрава РФ. В то же время, по его словам, во многих субъектах РФ нет синергии в достижении целей информатизации, ведомства конфликтуют между собой за зоны влияния.
Развертывание региональных медицинских систем оказывается растянуто во времени из-за дискретного характера финансирования и раcпределения работ между несколькими исполнителями, добавил Роман Громыко, исполнительный директор по федеральным проектам компании «Ростелеком». «Мы предлагаем весь комплекс работ по принципу 'одного окна' и готовы подписывать SLA с финансовой ответственностью за результат, так чтобы заказчик одним контрактом достигал целей внедрения», — заявил он.
Однако на практике и с единым поставщиком, и даже с разработкой системного проекта не все получается гладко. Так, в Нижегородской области, где заключили крупнейший контракт с «Ростелекомом» на 450 млн руб., включая 181 млн руб. на разработку и внедрение МИС, проект серьезно застрял на последнем этапе — при переводе системы в промышленную эксплуатацию, которая должна была состояться в декабре 2012 года. Поставка оборудования, запуск регионального центра обработки данных, оснащение 2,3 тыс. рабочих мест терминалами, подключенными к ЦОД по широкополосным каналам связи, прошли успешно. А вот внедрение электронных медкарт застопорилось. «Мы не приняли 'мозг' системы и сейчас вместе с представителями 'Ростелекома' и его субподрядчика КИР отлаживаем реестры, без которых сиcтема не работает», – сообщила Людмила Чиненкова, замдиректора МИАЦ Нижегородской области. Из-за задержки с ЭМК регион оказался в аутсайдерах по внедрению федерального сервиса АХД. Но небольшим компаниям такой объем работ тем более оказался бы не под силу, отметила Чиненкова.
Крупнейший разработчик
Роман Громыко: «Компания нацелена на создание экосистемы специалистов, готовых работать в сфере информатизации здравоохранения, и на развитие возможностей партнеров». |
«Ростелекому», который с началом проекта ЕГИСЗ впервые предстал в роли поставщика МИС, пришлось консолидировать опыт разработчиков и внедренцев, а также адаптировать свою оргструктуру к решению новых задач. «Компания нацелена на создание экосистемы специалистов, готовых работать в сфере информатизации здравоохранения, и на развитие возможностей партнеров», — утверждает Громыко. По его словам, программный код для региональной МИС «Ростелекома», включающей 25 функциональных модулей, пишут более 150 разработчиков, «собранных по крупицам на рынке и у партнеров». До конца 2013 года их силами планируется «подружить» лабораторный модуль региональной МИС с большинством анализаторов, а также завершить разработку модулей фтизиатрии, психиатрии, наркологии и инфекционной службы. Общее время работы над базовыми компонентами региональной МИС в «Ростелекоме» оценивают в 245 человеко-лет. Внедрением систем занято около 2 тыс. специалистов. Как сообщил Громыко, компания продолжит наращивать штат сотрудников, которые будут консультировать заказчиков, настраивать и поддерживать медицинские системы; в частности в текущем году началось формирование региональных центров компетенции.
В качестве поставщика медицинских ИТ «Ростелеком» участвует и в федеральных проектах, разрабатывая по заказу Минздрава унифицированное ПО для диспетчеризации санитарного автотранспорта. Тестирование этого решения намечено провести до конца 2013 года. Пилотный проект охватит в регионах с разной степенью информатизации 154 станции «скорой помощи», которые при необходимости планируется дооснастить всем необходимым.
В проекте по организации федерального ЦОД для ЕГИСЗ «Ростелеком» выступает партнером МТС в традиционной для него роли поставщика инфраструктуры. В распределенном ЦОД с двумя опорными точками в Москве и Новосибирске под сервисы Минздрава выделено 456 виртуальных процессорных ядер и свыше 60 Тбайт дискового пространства, проинформировал Громыко.
Единства меньше трети
Александр Гусев: "С федеральными сервисами интегрированы региональные компоненты ЕГИСЗ только в 30% субъектах РФ". |
По итогам базовой информатизации МИС внедрены в 64 регионах, причем в 40 из них — это централизованные региональные решения на базе ЦОД, а в 24 — локальные системы на серверах медицинских организаций.
С федеральными сервисами интегрированы региональные компоненты ЕГИСЗ только в 30% субъектах РФ, сообщил Гусев. Например, в федеральную систему анализа хозяйственной деятельности медицинских организаций более половины регионов еще не загрузили ни одного набора данных, хотя с января 2014 года им предстоит делать это регулярно. В этой системе будет производиться верификация показателей деятельности медучреждений с регистрами и формами статистической отчетности.
Решение интеграционных проблем может растянуться на долгие годы. В технических заданиях на многие создаваемые сегодня медицинские системы требовалось использовать решения категории Open Source. Такое требование оправданно, если функцией заказчика является защита интересов российских разработчиков, полагает Алексей Сошнин, директор по консалтингу департамента по работе со здравоохранением IBS, но разве это является задачей организаторов здравоохранения? По его словам, крупнейшие мировые разработчики МИС строят свои приложения на промышленных интеграционных платформах, «заточенных» для использования в медицине. В разработку, тестирование и отладку таких платформ, как Forecare и Marand, вложены сотни тысяч человеко-часов. В них имеется готовый набор инструментов: система коллективного управления жизненным циклом информационных сущностей, конструктор стандартизированных медицинских данных, система моделирования правил для написания экспертных систем для врачей на базе языка определения бизнес-правил GDL (Guideline Definition Language). Работу по созданию решений такого уровня невозможно повторить за несколько месяцев.
Позитивный настрой
Мария Дегтярева: «Плюс в том, что у нас не было больших торгов на ЕГИСЗ» |
Обмениваясь опытом на ИТМ, каждый регион сегодня уже находит позитив в своей ситуации. Сергей Бобылев, замдиректора МИАЦ Саратовской области, считает плюсом отсутствие каналов связи и МИС в ЛПУ на старте проекта, потому что благодаря этому удалось избежать «ералаша» и получить цельное решение. Руководитель МИАЦ Владимирской области Мария Дегтярева назвала плюсом отсутствие больших торгов на ЕГИСЗ. Но этот регион задолго до начала федерального проекта успел связать сетью VipNet все лечебные учреждения и автоматизировать их с помощью единого ПО, интегрированного с системами территориального ФОМС. Электронная регистратура здесь заработала еще в 2009 году, в 2012-м ее интегрировали с федеральной, льготные рецепты и больничные выписываются в электронном виде, а сейчас внедряется система электронного документооборота. «ЭМК компании КИР мы испытали на семи медицинских организациях, теперь вынашиваем идею сделать свою», — сообщила Дегтярева. Владимирская область готова делиться своими наработками. По словам Дегтяревой, разработанные МИАЦ рекомендации по ведению историю болезни в стационаре (в том числе без доступа к сервису), инструкции для регистраторов и медперсонала лежат в открытом доступе.
Тревога за будущее
Статус проекта ЕГИСЗ по-прежнему высок. Как сообщил Сафронов, в составе правительственной комиссии по ИТ под руководством премьера Дмитрия Медведева будет образована подкомиссия по электронному здравоохранению во главе с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой, в эту подкомиссию войдут представители Минсвязи.
Однако и поставщиков, и заказчиков информационных систем беспокоит неопределенность с дальнейшим финансированием. Инвестиционные расходы на ИТ не включены в структуру тарифа ОМС, который формируется на уровне территориальных ФОМС. В большинстве регионов эти расходы финансируются за счет субсидий.
Основное финансирование развития ЕГИСЗ консолидировано в рамках госпрограммы развития здравоохранения, но конкретный объем средств станет известен только после утверждения госбюджета. По подсчетам Гусева, общий объем средств на информатизацию, предусмотренный в региональных программах на период c 2013-го по 2020 год, составляет порядка 89,4 млрд руб., из них 63% — за счет федерального бюджета, 33% — из регионального бюджета и 4% — за счет средств территориального ФОМС.
Самое слабое место региональных программ — индикаторы выполнения мероприятий по информатизации. «Их неконкретность, несистемность, несовместимость друг с другом, а зачастую и непроверяемость являются предпосылками неэффективного расходования гигантских финансовых ресурсов», — полагает Гусев. По его мнению, необходимы законодательно закрепленные критерии эффективности информатизации, иначе оценить выполнение программ просто не получится.