Борис Зингерман: "Все осознают важность взаимодействия с пациентом, но боятся" |
В течение многих лет телемедицинские системы используются главным образом в федеральных научно-исследовательских центрах и таких ведомствах, как РЖД и Всероссийская служба медицины катастроф. Лишь в последние годы появились телемедицинские проекты регионального уровня. Кроме того, дистанционные медицинские сервисы предлагают стартапы, ряды которых постоянно пополняются, несмотря на то что надежды на бурный рост чаще всего не оправдываются. Основным фактором, сдерживающим лавинообразное и повсеместное распространение удаленных медицинских услуг, является отсутствие нормативно-правового обеспечения, устанавливающего их статус, порядок оказания и оплаты.
Вполне возможно, что качественный сдвиг в этой области произойдет уже в 2016 году. Проект внесения поправок в федеральное законодательство, которые узаконят предоставление телемедицинских услуг, разрабатывает временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Тем временем Минздрав приступил к построению национальной телемедицинской сети, в которой два десятка федеральных медцентров будут выполнять роль консультантов для региональных медицинских организаций. Однако на данном этапе в концепции Минздрава, как и в большинстве уже действующих проектов, предусматриваются лишь телеконсультации, оказываемые врачами своим коллегам, а не непосредственно пациентам. Дистанционное взаимодействие пациента с врачом, весьма полезное при наблюдении за состоянием здоровья хронических и послеоперационных больных, пока остается вне правового поля, разрешающего медучреждениям оказывать пациентам удаленно исключительно информационные, а не медицинские услуги. Законодатели только готовятся обсуждать корректировку нормативной базы с целью легализации телемедицины.
Пациенты ждут
Организация электронного взаимодействия с пациентами и вовлечение пациентов в заботу о собственном здоровье – очевидные мировые тенденции. Дистанционная помощь пациенту стала одной из самых актуальных возможностей цифровой медицины, обсуждаемых на конференции «IT&Med 2015: ИТ-помощь медицине», проведенной компанией «Икс-Медиа». Развитие дистанционного мониторинга здоровья человека предусмотрено в Стратегии развития здравоохранения РФ на 2015-2030 годы, есть и поручение президента Минздраву рассмотреть предложения ФРИИ о внедрении стандартов дистанционного консультирования с оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования. Но конкретных шагов по воплощению в жизнь этой концепции в масштабе страны еще не видно.
И пока законодательство (в том числе о защите персональных данных) не приведено в соответствие со здравым смыслом, большинство медучреждений выбирают вариант не делать ничего.
«Все осознают важность взаимодействия с пациентом, но боятся, – констатировал Борис Зингерман, заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра. – Мы тоже боимся, но делаем». Вот уже несколько лет он развивает проект Мед@рхив – облачный сервис для тех, кто хочет собирать всю свою медицинскую информацию в одном месте, иметь интернет-доступ к ней и предоставлять его лечащим врачам. На основе информации персональной электронной медкарты (ЭМК) строятся дополнительные сервисы для людей, страдающих хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы и сахарным диабетом. Персональная ЭМК очень выручает пациентов, которым теперь не нужно тратить время, чтобы привезти врачу результаты исследований, но привлечь врачей работать в такую систему сейчас нелегко. «Не отрегулировав процесс оказания медицинских услуг через Интернет, мы не решим проблемы доступности медицинской помощи», – полагает Михаил Емельянников, управляющий партнер компании «Емельянников, Попова и партнеры». – Это должно быть легально, безопасно и удобно для врача».
Глазами врача
Наталья Мельникова: "Никакой особой цифровой медицины нет" |
Наталья Мельникова, представляющая целую врачебную династию, совмещает функции медицинского директора компании Medme и практикующего врача. По ее мнению, никакой особой «цифровой медицины» не существует, есть лечебный процесс, вековые медицинские традиции и новый канал коммуникаций – Интернет. Считается, что горы бумаг на столе врача скоро останутся в прошлом благодаря ИТ, однако, по ее словам, медицинские информационные системы пока не принесли врачу ничего нового для анализа медицинской информации. «То, что никуда не интегрируется и ни с чем не связывается, становится продолжением бюрократической волокиты, только теперь уже в мониторе», – заметила Мельникова.
В то же время «цифровая медицина» может предложить пациенту удаленное консультирование в самом начале лечебного процесса и навигацию по диагностическим процедурам в удобное для него время, удаленную расшифровку исследований, получение «второго мнения» (которое отчасти поможет справиться с кадровым дефицитом), дистанционное мониторирование. А ЭМК аккумулируют и хранят информацию, собранную на всех этих этапах, образуя Большие Данные, которые лягут в основу систем поддержки принятия решений врача наряду со всеми стандартами, протоколами и нормативными документами, регламентирующими его работу. «Хотелось бы, чтобы каждый из коллег нашел свое место в этой схеме и подумал не 'почему нельзя', а 'как можно'», – сказала Мельникова.
Лиана Давидян, генеральный директор «Клиники Аврора», перечислила компоненты «цифровой медицины», которые понадобятся врачам уже в ближайшем будущем: единая база данных результатов диагностики, навигация по стандартам и рекомендациям оказания медпомощи, актуальная база данных по составу и доступности лекарственных препаратов, алгоритмы назначений (особенно в случаях сочетания нескольких заболеваний), сертифицированный доступ к ЭМК пациентов, интеллектуальные управляющие системы и оперативный доступ к новейшим публикациям и исследованиям. «Лет через пять мы к этому придем, кто по собственному желанию, а кто вопреки ему», – подчеркнула она.
Для этого придется «довести до ума» уже созданные компоненты Единой государственной информационной системы здравоохранения, отметила Татьяна Зарубина, заместитель директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения. По ее словам, перспективы информатизации понятны: денег будет мало, а работы много. Может быть, поэтому и доклады на конференциях перестали быть благостными. «Мы начали говорить честно, серьезно, не боясь, что нас не так поймут», – сказала Зарубина.
|
Владимир Быков: "Импортозамещение не должно испортить инфраструктуру"
|