Развитие информационных технологий в российской медицине — заметная в последние годы приятная тенденция. Готовящийся федеральный закон наконец легализует телемедицину, массовое внедрение которой станет спасительным для жителей регионов с нехваткой узких специалистов. Российские медицинские гаджеты (к примеру, последние разработки исследователей из Томска — инсулиновая помпа и противоинсультный «зонтик») начинают успешно конкурировать с зарубежными аналогами. Мобильные приложения для контроля здоровья постепенно осваиваются в смартфонах россиян.
Проблемы в этой области тоже есть: на пути прогресса стоят слабая техническая оснащенность клиник (особенно региональных), общая консервативность сферы здравоохранения (естественная для людей, чья работа связана с постоянной ответственностью) и некоторая беспечность российских больных, для которых обращение к врачу зачастую крайняя и нежелательная мера.
Такая специфика российской медицины определяет особые требования к информатизации: с одной стороны, она должна давать заметные плюсы пациентам, с другой — внедряться легко и незатратно для медучреждений. Этим требованиям отвечает недавно появившийся на российском рынке сервис для контроля здоровья ONDOC, совмещающий в себе бесплатную электронную медкарту с расширенным функционалом и удобную платформу для взаимодействия медработников с пациентами. Сервис доступен через сайт и мобильное приложение.
Любая клиника может подключиться к ONDOC, даже если у нее низкий уровень компьютеризации, нет медицинской информационной системы или руководство опасается выделить бюджет. Для подключения нужно просто подать заявку на сайте ondoc.me. Бесплатных функций достаточно для комфортного развития медучреждения в русле информатизации и контроля качества: информация о клинике и врачах размещается в базе ONDOC, где 80 тыс. заинтересованных в своем здоровье пользователей ищут себе доктора. Функция записи на прием осуществляется «в один клик», и, в отличие от других подобных сервисов, ONDOC выступает посредником бесплатно и не ограничивает количество входящих заявок. Каждой клинике-участнику доступен личный кабинет, где фиксируется статистика по количеству просмотров профиля учреждения и врачей и оценки пациентов (долго ли они ждали приема, довольны ли обслуживанием, хотят ли вернуться в клинику).
Медучреждения, заинтересованные в мобильности пациентов и повышении качества обслуживания, могут платно подключить дополнительные функции: доступ к полным отзывам посетителей, сервис уведомлений о предстоящем приеме по email, push или SMS, автоматическую передачу рекомендаций врача в профиль пациента.
На март 2016 года с сервисом ONDOC сотрудничают более 230 клиник. Что касается пациентов, ONDOC сохраняет их пожизненный анамнез и избавляет от неприятных мелочей вроде необходимости вспоминать на приеме врача о времени последней прививки, а при переезде забирать карточку из одной клиники и относить в другую. Вся информация о здоровье хранится на сервере в виде обезличенных данных, для ее защиты используются такие же надежные технологии, как в банковских системах: шифрование, двухфакторная авторизация по SMS. А еще сервис берет на себя функции органайзера и домашней медсестры, напоминая о времени визита к врачу и приема лекарств. Мобильная версия ONDOC интегрируется с носимыми устройствами, которые поддерживают передачу данных в Apple Health, превращая контроль за собственным здоровьем в увлекательный и высокотехнологичный процесс.
Молодой проект ONDOC поставил перед собой амбициозную задачу по внедрению бесплатной и удобной медицинской инфраструктуры, объединяющей клиники и пациентов общей целью — заботой о здоровье.