Елена Бойко: «Личный кабинет пациента – квинтэссенция мероприятий по внедрению ИТ в здравоохранении» |
Чтобы успеть охватить самые важные и интересные пункты научной программы форума «Информационные технологии в медицине», организованного «Консэф», приходится с каждым годом «бежать все быстрее и быстрее». Решения для «умной больницы», кибербезопасность и технологии блокчейн в здравоохранении, cистемы поддержки принятия врачебных решений и методы искусственного интеллекта для диагностики сложных патологий, стандарты для интеграции медицинских систем и дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования, мобильное здравоохранение и другие темы заставляют участников конференции активно «дрейфовать» между параллельными сессиями.
На этот раз мероприятие носило формат международного конгресса и порадовало не только докладами регулятора и региональных руководителей информатизации, но и выступлениями зарубежных экспертов. Конференция открылась выступлением представителя Всемирной организации здравоохранения. «Мы прекрасно понимаем важную роль частного сектора в создании технологий в здравоохранении, готовы принять передовые знания и опыт и содействовать их распространению», – отметил Татул Акопян, заместитель специального представителя ВОЗ в РФ.
Принимать опыт и делиться им на конгресс приехали более тысячи специалистов из пяти стран, 16 федеральных ведомств и 81 региона России: разработчики программного обеспечения, представители международных ассоциаций и фондов ОМС, координаторы информатизации и руководители медучреждений, врачи и ученые. Первое, что интересует всех, — это дальнейшая судьба федерального проекта информатизации здравоохранения, второе – решение насущных проблем коллегами из регионов.
В приоритете «Мое здоровье»
Как сообщила Елена Бойко, директор Департамента ИТ и связи Минздрава, отныне информатизация здравоохранения будет развиваться в рамках курируемого правительством приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения ИТ», который планируется реализовать до 2025 года. Ключевым элементом этого проекта станет развитие сервиса «Личный кабинет пациента» на едином портале госуслуг, число активных пользователей которого намечено увеличить с 7 млн в 2017 году до 48 млн в 2025 году.
Раздел «Мое здоровье» на ЕПГУ поэтапно наполнят информационными и транзакционными сервисами, включая получение медицинских документов в электронном формате. Для этого предстоит отладить механизм поступления данных из всех медицинских организаций в федеральные компоненты Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), организовать юридически значимый документооборот между лечебными учреждениями, создать региональные хранилища медицинских изображений и сделать многое другое.
К 2018 году доля медицинских организаций, участвующих в электронном документообороте, должна увеличиться до 40%, а к 2025 – до 95%. Планируется, что к завершению проекта число обращений граждан за получением медицинских документов снизится в 2,5 раза.
«Личный кабинет пациента – квинтэссенция мероприятий по внедрению ИТ в здравоохранении, реализованных на инфраструктурном этапе, – подчеркнула Бойко. – Именно от реализации этих мероприятий зависит наполнение личного кабинета качественными услугами».
Пока такой сервис как, например, электронные рецепты, предлагают пациентам в 48 регионах. Помимо прочего, в ЕГИСЗ планируется разработать функционал, который позволит транслировать на ЕПГУ услугу вызова врача на дом.
Доля рабочих мест врачей, подключенных через медицинские системы к ЕГИСЗ, должна вырасти до 70% уже к 2018 году. Пока потребность в АРМ врачей полностью удовлетворена только в восьми регионах. Лишь в 14 субъектах РФ внедрены программные продукты, способные обеспечивать не только ведение электронной медкарты, но и взаимодействие с лабораторными и аналитическими системами, а также с системами поддержки принятия врачебных решений. Такого уровня автоматизации достигли 26% медицинских организаций.
К телемедицинским комплексам сегодня подключены 40% медучреждений. В Минздраве рассчитывают, что новая Госдума примет подготовленный ведомством законопроект о внесении изменений в нормативные акты, затрагивающие применение ИТ в здравоохранении, в том числе дистанционное оказание медицинских услуг.
«Ожидаем, что принятие законопроекта разрешит имеющися правовые коллизии и даст новый импульс развитию региональных медицинских систем», – сказала Бойко. По ее словам, в план развития телемедицинских технологий в госсекторе на 2017 год включены, помимо прочего, несколько пилотных проектов по направлению «врач-пациент».
ИАС в помощь
Управление здравоохранением до сих пор ведется главным образом по статистическим показателям, отражающим ситуацию годичной давности, без возможности детализации и уточнения, а также по «отлакированным» данным отчетов и мониторингов. «В прошлом году мы собрали 10 млн показателей, хотелось бы верить, что они послужат улучшению нашей жизни», – заметила Мария Дегтярева, директор Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Владимирской области. Исправить ситуацию и помочь руководителю принимать многокритериальные решения в сложной инфосреде призваны информационно-аналитические системы (ИАС). «Создание региональной ИАС здравоохранения – это вершина 'айсберга' информатизации, при этом важно cтроить ее на первичных данных, поступающих в режиме реального времени из систем медицинских организаций и региональных сервисов», – уверен Александр Гусев, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы».
Свежим опытом совместной работы руководителей здравоохранения с помощью региональной аналитической системы поделились представители Северной столицы. До сих пор руководители принимали решения фактически интуитивно, а подчиненные слабо понимали, почему принято именно такое решение, так как их собственные данные, подаваемые «наверх», давали несколько иную картину. «Наша цель – новая культура взаимодействия руководителей на основе данных, которая базируется на трех китах: публикация данных, полнота и непротиворечивость используемой системы показателей, легитимность», – сообщил Евгений Коган, замдиректора по ИТ МИАЦ Санкт-Петербурга. Когда все данные публикуются, сотрудники понимают, что представленные ими данные увидят все, это способствует полноте и достоверности информации. Легитимность обеспечивается тем, что руководителям медучреждений запрещается пользоваться другими данными, кроме опубликованных в системе. «Мы считаем это большим системным достижением!», – подчеркнул Коган. Наряду с ответственностью за качество данных растет и уровень доверия к решениям, которые принимаются на их основе, отметил он.