Хотя риски SOA изначально ассоциируются именно с некачественным использованием технологий, цена недостаточного управления может быть также чрезвычайно высока, особенно если речь идет о полномасштабном проекте, говорят аналитики Gartner. Во время проведения пилотных проектов эти "нетехнологические" факторы являются незначительными, и их риск резко возрастает именно при увеличении масштабов проекта. Именно поэтому компания, осуществляющая проект, не должна воспринимать SOA отдельно от управленческих процессов по внедрению и сопровождению сервисов. В качестве основных управленческих ошибок в организации проектов указываются такой же подход к проекту SOA, как к проекту по разработке приложений, отказ от создания центра компетенции и неконтролируемый аутсорсинг проектов.

Однако технологические вопросы также важны: создание надежной, масштабируемой и управляемой архитектуры является непростой проблемой и доступно далеко не всем компаниям. Среди наиболее критических этапов выделяется тестирование системы: на него должно отводиться не менее четверти временных и человеческих ресурсов, выделяемых на проект. Еще одной важной проблемой является ИТ-персонал. Даже компании, с энтузиазмом воспринимающие идеи SOA и ее потенциальные преимущества, сталкиваются с недостаточной его квалификацией. По оценкам Gartner, даже к 2010 году менее 25% крупных компаний будут иметь достаточную внутреннюю экспертизу для внедрения SOA. Среди более мелких организаций, очевидно, эта доля будет значительно меньше.

"Именно гибкость является главным преимуществом, которое дает система такого масштаба. К сожалению, это преимущество трудно выразить в деньгах и терминах, доступных бизнесу; в этом смысле от ИТ-руководителя требуется большое искусство", - говорит Ярослав Медокс, директор департамента развития информационных систем банка "Ренессанс Капитал". При этом надо понимать, что интеграционная платформа является наиболее критическим с точки зрения деятельности звеном. Ее не только должны сопровождать квалифицированные администраторы, но и должны быть разработаны процессы в области внесения изменений. Приступая к интеграции, нужно сразу же планировать затраты на организационно-штатную структуру сопровождения.

"Поскольку процесс внедрения SOA обычно протекает постепенно и с возрастающей сложностью, необходимо уже в самом начале решить все вопросы, связанные с управлением. От этого зависит, насколько окупится внедрение технологии, а также качество и слаженность работы предприятия, на обеспечение которых она изначально нацелена", - уверен Юрий Козлов, руководитель отдела системной интеграции компании Keyintegrity.

Концепция SOA должна охватывать несколько важных "смежных" сфер, таких как управление сервисами на протяжении всего их жизненного цикла, политика по использованию сервисов, контроль за выполнением контрактов, а также классификация окружающих систем и приложений, содержащих метаданные. Для грамотного внедрения SOA в первую очередь необходимо создание центров компетенции, в которые должны входить специалисты в области SOA или хотя бы бизнес-пользователи, имеющие представление об этой технологии. В связи с все более возрастающей популярностью SOA на рынке наблюдается острая нехватка таких специалистов.

Как правило, компаниям, внедряющим SOA, необходима внешняя экспертиза со стороны профессионалов, поэтому необходимо заключать контракт с поставщиком на полное управление проектом. "Тем не менее, чрезвычайно важен регулярный менеджмент проекта со стороны компании, независимый от менеджмента со стороны подрядчика проекта", - отмечает Медокс. Без такого надзора работы, проводимые партнером, существенно замедляются и теряют эффективность без видимых на то причин.