Несмотря на то, что схема SaaS позиционируется как ориентированная в первую очередь на небольшие компании, в большей степени ее используют на крупных и очень крупных предприятиях. Среди крупного бизнеса доля организаций, уже использующих приложения SaaS, осуществляющих пилотные проекты или обозначающие свою заинтересованность как "очень высокую", составляет 41%. В секторе SMB этот показатель не превышает 20%. Наиболее часто используемыми приложениями являются системы для управления человеческими ресурсами (HR), обмена сообщениями и решения в области безопасности. CRM, по данным Forrester, находится лишь на пятом месте.
Между тем, в Gartner полагают, что CRM более популярны и делят с HR-системами первые два места. По их мнению, доля SaaS-решений для управления клиентскими отношениями уже к 2009 году должна достигнуть 25%. Более того, стремительное развитие интереса к SaaS дает основание аналитикам Gartner предполагать, что к 2011 году четверть всего делового программного обеспечения будет продаваться по этой модели.
"В России приложения, распространяемые в рамках модели SaaS, пока находят спрос именно у компаний малого и среднего бизнеса", - говорит Дмитрий Желтов, руководитель направления "Аренда приложений" компании "АйТи", продвигающей решение SugarCRM. Как правило, крупные российские предприятия, располагающие средствами на создание собственной разветвленной ИТ-инфраструктуры, предпочитают покупать лицензии на ПО. А вот для небольшой компании качественное бизнес-приложение часто оказывается непомерно дорогим, поэтому в случае нехватки средств модель SaaS становится единственным приемлемым решением. "Иногда приходится разъяснять выгоду предложения, поскольку при оценке затрат на ИТ-руководители забывают, что полная стоимость владения системой, помимо лицензий, складывается из затрат на внедрение и поддержку самой системы, приобретение и поддержку серверного оборудования, модернизацию и расширение функциональности", - констатирует Желтов. Крупные компании также стремятся к оптимизации затрат на ИТ, и одним из средств как раз может стать использование SaaS.
В немалой степени будущее SaaS в России определяют огромные размеры страны: для предприятий использование этой модели - простой и недорогой способ включить региональные офисы в единую географически-распределенную информационную систему. Сдерживающим же фактором является нехватка и дороговизна скоростных каналов доступа в Internet. Еще одно препятствие заключается в том, что российские менеджеры плохо знакомы с моделью SaaS; с этим же связаны и опасения за сохранность данных.