Ожидается его среднегодовой рост 44%, и к 2011 году объем рынка достигнет отметки 5,5 млрд. долл. Проникновение этой технологии пока еще незначительно - она охватывает лишь малую часть потенциально заинтересованных компаний. Разумеется, с ростом интереса компаний к выстраиванию эффективных бизнес-процессов, будет наблюдаться увеличение инвестиций в специализированные решения. Рынок BPM созревает, что позволяет поставщикам формировать комплексные предложения, более привлекательные с финансовой точки зрения. Они представляют интерес как для новых, так и для существующих клиентов. Другой важной тенденцией является выход на рынок игроков из смежных областей ИТ-рынка, в том числе ИТ-гигантов. Конкурентным преимуществом нишевых игроков относительно этих неповоротливых корпораций способна стать их большая гибкость в отслеживании потребностей клиентов и создании инновационных продуктов. Модель SaaS на рынке BPM только начинает зарождаться. Тем не менее, по мнению аналитиков, она способна внести значительный вклад в его развитие, особенно в секторе компаний SMB.

"Современный рынок BPM характеризуется определенной степенью неоднозначности в терминологии и стандартах, а также завышенными ожиданиями, но при этом несет огромный потенциал для компаний-клиентов при правильном использовании предлагаемых рынком решений и подходов", - полагает Антон Шматалюк, заместитель генерального директора компании "IDS Scheer Россия и страны СНГ".

На рынке BPM традиционно существует несколько секторов, в той или иной степени охватывающих различные этапы управления процессами: средства проектирования, платформы для автоматизации и оперативного управления, решения для контроллинга. Конкуренция заставляет нишевых игроков двигаться в соседние сегменты. Так, к классическим системам BPM добавляется функционал для проектирования и динамического моделирования процессов, системы управления содержанием (Content Management) развивают функционал управления процессами согласования документов, ERP-вендоры развивают интеграционные платформы и внедряют в свои решения средства визуального проектирования процессов.

В последнее время появилась идея интеграции систем BPM, интеграционных шин предприятия (Enterprise Service Bus) и информационных сервисов на базе сервисно-ориентированной архитектуры. Такое сочетание может оказаться поистине 'гремучей смесью'. "В результате такой революции ИТ-подразделение сможет стать бизнес-подразделением, услуги которого прозрачны для бизнеса и тарифицируемы, информационные потоки интегрированы, а основной задачей является не поддержка и предоставление ИТ-ресурсов, а управление бизнес-процессами, реально влияющими на конечный бизнес-результат", - считает Дмитрий Грязнов, директор департамента программной интеграции компании "Ай-Теко". В этой связи становится очевидным, почему и ИТ-гиганты, и нишевые игроки рвутся на этот рынок. Разумеется, заказчикам надо быть предельно осторожными: не все заявления ИТ-компаний, в которых встречаются модные аббревиатуры, соответствуют действительности.