В этом году отрыв этих компаний увеличится еще сильнее: их бизнес растет примерно на 42% в год, что в 10 раз быстрее рынка. Однако в последнее время многие ИТ-руководители, отдавшие операции в офшоринг индийскому поставщику, стали задумываться о правильности своего выбора. Во-первых, инфраструктурные решения, используемые индийскими компаниями, оставляют желать лучшего. Раньше экономия стоила того, чтобы мириться с этим фактором, однако сейчас услуги все дорожают, а техническая оснащенность остается на прежнем уровне. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, проблема не только далека от решения, но и усугубляется. Рост же услуг продолжится и далее, обусловленный значительным превышением спроса на услуги над их предложением. Например, в Бангалоре - крупнейшем аутсорсинговом центре Индии - он составляет 12-14% в год. Не менее важной проблемой является то, что компании озабочены проблемой собственного роста. В этом нет ничего странного, но качество услуг от этого всегда страдает. На их качество негативно влияет и текучка кадров, приобретающая в Индии глобальные масштабы. Сами же услуги, предлагаемые компаниями, зачастую не являются всеобъемлющими. В последнее время становится модно с помощью аутсорсинга избавляться от ИТ-активов, например от ЦОД, дорогостоящих и сложных в управлении. Это сможет предложить крупный игрок вроде IBM или EDS, а индийская компания, скорее всего, - нет. Речь будет идти лишь об удаленном управлении центром. Наконец, Индия больше не является монополистом. Появилась масса альтернатив: например, Восточная Европа и Латинская Америка. Преимуществом поставщиков из этих стран является то, что они многому научились из опыта своих индийских конкурентов.
Что же представляет на данный момент рынок аутсорсинга в России?
"Спрос на аутсорсинг есть, но сам рынок находится в зачаточном состоянии", - считает Дмитрий Сухачев, ИТ-менеджер Europe Foods GB. Услуги абсолютно не стандартизованы, и даже термин SLA каждый из поставщиков зачастую понимает по-своему. Как правило, между аутсорсером и заказчиком идет торговля не о цене, а о качестве и виде услуг.
Больше всего в России развиты такие сегменты аутсорсинга, как разработка ПО и осуществление проектных работ. Менее всего склонны отдавать в аутсорсинг безопасность, что во многом является вопросом менталитета. "Число потенциальных точек утечки информации при аутсорсинге многократно возрастает, а многие из данных являются конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну", - полагает Михаил Дугаев, вице-президент "ABN Amro Банка".
В течение нескольких ближайших лет на российском рынке ожидается взрыв спроса на услуги по сопровождению информационных систем. Наиболее успешно будут выступать на нем крупные отечественные системные интеграторы, которые, несомненно, будут развивать свое направление аутсорсинга.