ИТ-директора желают получить сотрудника, способного принести максимальную пользу компании, поэтому при выборе между несколькими сотрудниками обращают внимание на их дополнительные характеристики. Речь идет о так называемых "нетехнических" способностях, определяемых характером человека, его общеобразовательным уровнем и привычками. Их довольно сложно оценить. Эксперты компании Robert Half Technology выделяют пять основных навыков, наиболее сильно влияющих на ценность сотрудника.

Общение. Оно приобретает все большую важность с ростом связи ИТ и бизнеса. ИТ-сотрудники должны уметь общаться не только между собой, но и с сотрудниками других подразделений. Способность объяснять сложные технологические вопросы языком, понятным слушателю, встречается довольно редко.

Способность к командной работе. Создание многих решений, особенно инновационных, является продуктом совместных усилий. Эффективное взаимодействие требует, как минимум, умения взглянуть на проблему с разных точек зрения.

Ориентированность на пользователей. Очевидно, любая технология должна оцениваться с точки зрения пользы для ее потребителей (как внутренних, так и внешних). Умение поставить себя на место пользователя является важным шагом с повышению ценности ИТ для компании.

Понимание бизнеса. Важно понимать не только принцип работы технологических решений, но и то, как она может быть использована и кем.

Инициатива. Наиболее ценен тот сотрудник, который не будет дожидаться новых заданий, а способен выступить с собственными предложениями. Его инициативность означает заинтересованность в результатах как ИТ-отдела, так и компании в целом.

"ИТ-сотрудники - это обобщение для целого ряда различных профессий и ролей в организации", - считает Марина Аншина, начальник управления информационных технологий ОАО "Сибур - Русские шины". Для специалиста службы поддержки, например, нетехнические навыки не менее важны, чем технические. Для аналитика, архитектора, навыки общения и понимания бизнеса также очень существенны. Голых технических знаний явно недостаточно для такой тесно связанной с бизнесом компании и взаимодействием с людьми областью, как ИТ.

"Роли ИТ-сотрудников и ИТ-директора сильно разнятся: 'технарь' должен владеть технологиями и мыслить категориями процессов. Навыки нетехнические вряд ли понадобятся ему для эффективного выполнения своих обязанностей", - полагает Алексей Шаромов, директор по ИТ и телекоммуникациям ОАО "Аэропорт Внуково". А вот ИТ-директор - это особая роль в современном бизнесе, который прямо зависит от информационных технологий. Технические навыки современного ИТ-директора сейчас нужны ему только чуть более половины его рабочего времени, остальная же часть посвящена проблемам бизнеса. Два ключевых качества, которыми должен обладать современный ИТ-руководитель - лидерские навыки и коммуникативные способности. ИТ-директор компании, ориентированной на развитие, - это лидер, инициативный и несгибаемый руководитель, готовый отстаивать свою точку зрения перед владельцами бизнеса, понимающий цели и стратегию бизнеса и принимающий непосредственное участие в ее формировании.

"На рынке труда ИТ существует противоречие: специалистам трудно найти работу, а компаниям трудно найти специалистов", - отмечает Аншина. Система профессионального найма рабочей силы в России только набирает обороты. Иногда приходится тратить много времени и сил, чтобы найти нужного специалиста, причем это касается различных областях ИТ. И чем уже область - тем труднее найти специалиста.

"В компаниях, где ИТ-служба выступает в роли новаторов и локомотивов по изменению бизнеса или существующих неэффективных бизнес-процессов, основной сферой деятельности является проектная работа, внедрение новых автоматизированных систем и реинжениринг процессов", - говорит Шаромов. В таких компаниях требуются квалифицированные профессио