В недалеком будущем приложения, предлагаемые по модели SaaS, способны полностью заменить традиционные, считают в Gartner. По данным аналитиков, в развивающихся странах рост таких решений будет вдвое быстрее роста рынка традиционных систем. Одной из важных причин, обусловливающих рост SaaS, является распространение в корпоративной инфраструктуре мобильных устройств и появление стабильного и качественного доступа к Internet. Кроме того, в прямом смысле "дешевую" популярность, особенно среди некрупных компаний, им приносит отсутствие мощных стартовых инвестиций на развертывание систем. Опасения же относительно безопасности, хотя еще и не исчезли, но постепенно начинают уходить в прошлое. В свою очередь, аналитики Springboard Research заявляют, что лояльность компаний решениям SaaS достигла исторического максимума. С одной стороны, такое явление вполне ожидаемо, особенно с учетом молодости технологии, но с другой – скорость ее проникновения в компании действительно велика. Например, в азиатских странах средний рост рынка SaaS в период 2007-2011 годов ожидается на уровне 60% ежегодно. При этом, помимо CRM и кадровых систем, распространение получают и ERP-решения, эффективность применения которых в рамках SaaS всегда вызывала определенные сомнения.
Несмотря на заметный успех решений SaaS, данный рынок рассматривается как весьма незрелый. При этом речь идет как о недостаточной широте предлагаемых решений, так и о незрелости самих клиентов. Например, во многих случаях в результате внедрения получается изолированное приложение. Заниматься его интеграцией с существующими корпоративными системами компании либо опасаются, либо не считают нужным.
"Компаниям необходимо готовиться к аутсорсингу следующего поколения: к 2012 году около четверти всех ИТ-услуг будут предоставляться по так называемой нетрадиционной модели", - считает Клаудио Да Ролд, ведущий аналитик Gartner. К нетрадиционным или альтернативным моделям приобретения и оказания услуг (Alternative Delivery and Acquisition Models, ADAM) относится практически все, что связано с термином "cloud computing": предоставление любых информационных ресурсов посредством Internet-технологий. Ярким представителем этого семейства является "ПО как услуга" (SaaS), а также предоставление в качестве услуги дискового пространства, процессорных мощностей, средств связи и дистанционного управления. Главными причинами массовой переориентации на новую модель становятся потребность клиентов в снижении издержек и повышении гибкости услуг. Сдерживают же развитие услуг ADAM не только вопросы безопасности и незрелости предложений, но и существование унаследованных систем, порождающих проблему миграции.
При этом не стоит опасаться, что альтернативная модель услуг мгновенно заменит собой традиционную. "Рынок услуг будет менять свои очертания довольно плавно, и длительное время старые и новые возможности будут сосуществовать", - считает Да Ролд. Например, традиционная модель услуг нужна, когда речь идет об уникальности задачи, стоящих перед компанией, или о важности конкретных бизнес-процессов для сохранения ее конкурентных преимуществ.
Как признает Да Ролд, перспективы новой модели в России пока неоднозначны, и главная проблема заключается в низкой востребованности услуг в целом. Как известно, львиную долю российского рынка (до 80%) представляют аппаратное и программное обеспечение – доля услуг на нем весьма мала. Между тем, в Европе более половины ИТ-рынка составляют услуги, причем большая их часть опирается на аутсорсинг. К 2011 году на долю ИТ-услуг будет приходиться еще большая часть мирового рынка. Весь вопрос в том, сможет ли Россия соответствовать мировым тенденциям. В частности, рост популярности услуг может стимулироваться резко растущей сложностью проектов. Не обладая достаточной компетенцией, компании будут вынуждены обращаться к внешним поставщикам услуг.