Российский рынок коммерческих центров обработки данных вырос в 2008 году на 55% и составил 160 млн. долл. Основную его часть составляют услуги физического хостинга (co-location). При этом, по данным J’son & Partners, суммарная полезная площадь информационных центров достигла 21 тыс. кв. м., а 80% рынка сосредоточено в Москве и Московской области. Прежде всего, потребителями услуг ЦОД являются те организации, бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры которых является критически важной: финансовые и страховые учреждения, государственные структуры, телекоммуникационные компании. Также значительную часть занимают хостинговые компании и сами провайдеры услуг, развивающие свой бизнес за счет аренды площадок у других игроков рынка. Кроме того, к традиционным сегодня можно отнести и крупные Internet-проекты, такие как «Яндекс» и РБК.

Лидирующим игроком на российском рынке коммерческих ЦОД со значительным отрывом стала группа компаний Stack Group, чья доля в полезной площади коммерческих ЦОД составляет 15%. Однако уже в ближайшее время ситуация может существенно измениться, что связано с развитием бизнеса существующих поставщиков и выходом на рынок новых игроков. Так, активное строительство типовых информационных центров начала «Синтерра». Хотя темпы их открытия значительно отстают от ранее заявленных, в настоящий момент ею уже запущены в эксплуатацию площадки в Ставрополе, Томске, Новосибирске и Краснодаре; кроме того, в ее планах и расширение московского ЦОД. «Ростелеком» также делает ставку на развитие в регионах, открыв центры в Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. В 2009 году может занять значимую долю рынка и «Ай-Теко» - новый игрок, создающий в Москве ЦОД, по заявленным характеристикам превышающий аналоги других поставщиков. Стоит отметить, что региональное развитие поставщиков услуг ЦОД, несмотря на очевидную перспективность, представляет собой рискованный путь: развитие инфраструктуры (как в плане каналов связи, так и энергетического обеспечения) в среднем по России существенно отличается от московского.Фаза весьма бурного развития компаний уже в ближайшее время сменится консолидацией рынка. По ожиданиям J&P, этот процесс начнется со второй половины 2010 года. Одной из важных причин этого станет ужесточение требований со стороны клиентов к качеству услуг.
«Мотивы использования услуг коммерческих ЦОД, как правило, ограничиваются потребностью в организации бесперебойной и эффективной работы ИТ-инфраструктуры. Однако предпосылки в каждом случае индивидуальны: соответствие некоторым международным или отраслевым стандартам или получение конкурентного преимущества», - комментирует старший консультант J’son & Partners Сергей Ермилов. И если для Internet-магазина вполне достаточно показателя доступности 95%, то для предприятий национального масштаба, инвестиционных компаний и компаний, предоставляющих брокерское обслуживание, может потребоваться реализация полноценного плана восстановления после катастроф с наличием резервных офисов на площадке оператора ЦОД и регулярно проводимых учений. Это может быть выполнено далеко не каждым провайдером.
Однако в зависимости от потребностей клиента к нему самому могут быть предъявлены некоторые требования со стороны оператора ЦОД. Так, например, для комплексных услуг, подразумевающих передачу в аутсорсинг ряда ИТ-функций, ключевым критерием отбора является зрелость инфраструктуры ИТ. Только в этом случае возможно построить эффективную и прозрачную схему взаимодействия и сократить затраты на ИТ, а не увеличить их, как это зачастую происходит.
Как же экономический кризис повлияет на рынок ЦОД? «В первую очередь, кризисная ситуация окажет существенное влияние на даты ввода в коммерческую эксплуатацию ряда анонсированных вендорами проектов, – считает Ермилов. – Кроме того, на деятельность и развитие существующих игроков определенные ограничения наложит сокращение спроса на услуги ЦОД со стороны наиболее пострадавших отраслей». На этом фоне было бы возможно усиление роли государственных заказчиков (проекты, связанные с федеральными программами и национальными проектами – например, «Электронная Россия» и ГАС «Выборы»), но ситуацию в конце 2008 года осложнило заявление о сокращении затрат по федеральным проектам.
Кроме того, «ахиллесовой пятой» коммерческих ЦОД является существенная зависимость стоимости оказываемых услуг от тарифов на электроэнергию. Один из разработанных сценариев развития рынка был рассчитан, исходя из допущения, что рост тарифов на электроэнергию в 2009 году может оказаться существенно выше запланированных 20-25%. Подобное повышение тарифов не замедлит сказаться на стоимости услуг ЦОД для клиентов.