Рынок ИТ-аутсорсинга в странах Центральной и Восточной Европы в 2008 году составил около 3 млрд. евро и вырос по сравнению с 2007 годом на 25%. Важную роль в этом процессе сыграла Россия: она аккумулирует около 40% объема рынка региона. По прогнозам консалтинговой компании PMR, в течение следующих двух лет рынок аутсорсинга значительно притормозит свой рост, хотя и будет себя чувствовать гораздо лучше, чем ИТ-рынок в целом. Наибольший вклад в его развитие должны внести организации финансового сектора, а также телекоммуникационные и торговые компании.
В течение нескольких последних месяцев макроэкономический прогноз для Центральной и Восточной Европы был радикально пересмотрен. Речь идет о существенном сокращении роста ВВП, что повлияет и на ИТ-рынок. Зная об этих изменениях, все большее число компаний переформировывает свои инвестиционные бюджеты. Инвестиции, сделанные в период кризиса, являются вдвойне рискованными, и предприятия пытаются минимизировать их объемы – в числе прочего, это касается и ИТ-услуг. Например, они откладывают осуществление новых, или даже начатых, проектов или ограничиваются внедрением лишь базовой функциональности решений. Как результат, ИТ-компании отмечают снижение выручки и прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации. С другой стороны, предприятия, особенно крупные, тратят большую часть бюджета на поддержку существующих решений, деятельность которых зачастую критически важна для их бизнеса. Более того, многие из проектов рассматриваются как долгосрочные инвестиции: их заморозка приведет к дополнительным затратам и может повлиять на сохранение конкурентоспособности. Таким образом, будучи неспособными полностью отказаться от затрат на ИТ, компании будут стремиться найти способы экономии, и важную роль в этом может сыграть аутсорсинг значительной части ИТ-операций и проектов.
Как же выглядят перспективы ИТ-аутсорсинга глазами отечественных компаний?
«Кризис накладывает свой след на все сегменты ИТ-рынка, и аутсорсинг в данном случае не исключение», - говорит Вячеслав Ермолов, руководитель департамента техподдержки и аутсорсинга компании «АйТи». С другой стороны, если ряд направлений ИТ-бизнеса ощутил некоторое замедление темпов роста, то аутсорсинг, напротив, воспринимается многими предприятиями в качестве некоторой панацеи от кризиса, вследствие чего в этом сегменте в последнее время наблюдается всплеск интереса со стороны заказчиков. В принципе, это явление легко объяснимо: грамотное распределение ресурсов и передача на обслуживание типовых ИТ-сервисов является одним из способов оптимизации бюджетов, позволяя снизить издержки. И если раньше этой статье расходов компании могли не уделять должного внимания, то текущая ситуация на рынке подтолкнула их задуматься о том, как правильно организовать поддержку.
«Доля аутсорсинга в общем объеме ИТ-затрат, несомненно, будет расти. Потенциал этого сегмента завязан на необходимость оптимизации ИТ-бюджетов и реальную возможность снижать фиксированные затраты при переходе на аутсорсинговую модель поддержки ИТ», - считает Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort. Привлекая аутсорсера, компании получают возможность тратить ровно столько, сколько могут себе позволить, исходя из текущего объема бизнеса.
Изменение же ИТ-бюджетов в целом предсказать довольно тяжело: заказчики сокращают в первую очередь закупки железа, однако продолжают стратегические проекты, в которые уже вложено немало средств. Цена консервации и последующего восстановления проекта может существенно превысить расходы на завершение внедрения.
«В первую очередь, изменится структура затрат компаний – часть средств из бюджета развития ИТ перераспределится в пользу сопровождения и поддержки», - согласен Георгий Ованесян, руководитель направления консалтинга по ITIL/ITSM и аутсорсинга компании КРОК. Сегмент технической поддержки и аутсорсинга, в том числе хостинг оборудования в ЦОД, неизбежно будет расти. Сейчас компании стремятся оптимизировать свои расходы, и аутсорсинг становится очень выгодным инструментом. Собственный штат специалистов необходимо обеспечивать рабочими местами и социальными льготами, держать на балансе большое количество оборудования и ПО. А при использовании услуг внешней организации штат собственных ИТ-специалистов и количество активов могут быть намного меньше.
Другим преимуществом аутсорсинга является возможность быстрого наращивания или сокращения услуг - например, когда компании необходимо перейти на режим жесткой экономии или, наоборот, оперативно решить определенную бизнес-задачу ИТ-средствами. То, что может быстро обеспечить грамотный подрядчик, не дадут ни набор или сокращение персонала, ни увеличение или сокращение расходов.
Какие компании наиболее активно пользуются аутсорсингом ИТ-услуг?
«Активность в области аутсорсинга финансового сектора напрямую связана с его развитием», - объясняет Ермолов. Банки уже имеют большие филиальные сети, и продолжают их развивать даже в текущих условиях. Это требует поддержки, которая при грамотной организации дает ощутимые преимущества. Кроме того, финансовые учреждения зачастую ориентируются на опыт своих зарубежных коллег, для которых использование аутсорсинговых услуг уже давно стало нормой.
Другим активным пользователем аутсорсинговых услуг является госсектор. Здесь главная причина заинтересованности объясняется тем, что собственными силами обеспечить адекватную техническую поддержку и сопровождение территориально распределенной ИТ-инфраструктуры непросто. Поэтому госзаказчики идут по пути разделения ответственности. Этот же фактор распределенности добавляет в тройку лидеров крупные холдинги, которые дополняют услуги собственных сервисных дочерних компаний рядом услуг сторонних аутсорсеров.
«В финансовых организациях и телекоммуникационных компаниях зрелость ИТ всегда была выше, чем в среднем на рынке, так как основной бизнес этих компаний тесно связан с технологиями», - добавляет Ованесян. Поэтому у них хорошо описаны и классифицированы все сервисы, а значит, передача части функций на аутсорсинг может пройти быстро и без долгого процесса документирования. В последнее время к этим отраслям могут примкнуть и энергетические компании.
Как изменяются потребности заказчиков аутсорсинга?
«На фоне растущей конкуренции, безусловно, есть требования к снижению соотношения ‘цена-качество’», - отмечает Калинин. Тем не менее, одно из последних исследований портала Outsourcing.ru показало, что 52% респондентов считают текущие цены нормальными, а 31% - высокими, но при этом с оговоркой, что качество того стоит. Таким образом, лишь 21% опрошенных считает цены завышенными.
«Сейчас компаниям требуется большая гибкость», - считает Ованесян. Заказчики заинтересованы в возможности выбора уровня сервиса и стоимости услуг буквально в режиме реального времени. С учетом своих приоритетов им необходимо выбирать для себя максимально приемлемый вариант по соотношению «цена-качество» в отдельно взятый период времени. Это не только дает гибкость в финансовом плане, но и позволяет при необходимости получить более качественное обслуживание.
«Как правило, до сих пор в аутсорсинг отдается решение либо очень больших, либо очень мелких задач», - делится Калинин. Можно прогнозировать, что вскоре появится и «средний класс» задач. Если же говорить о конкретных сервисах , то наиболее востребованными для компаний любого профиля сейчас оказываются те продукты, которые имеют высокий потенциал с точки зрения использования в нестабильной финансовой ситуации, помогают оптимизировать затраты без потери качества, могут быть реализованы в кратчайшие сроки и имеют оптимальный бюджет. Услуги ЦОД, удаленное администрирование ПК и серверов, а также полный аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, соответствуют всем четырем критериям.
«За последние полгода ощутимых перемен не произошло. Впрочем, наблюдая за рынком уже далеко не один год, могу отметить, что постепенно происходит постепенное смещение от обслуживания ИТ-инфраструктуры к передаче на поддержку бизнес-приложений», - резюмирует Ермолов.