Фото: Patrick Gillooly/MIT
Фото: Patrick Gillooly/MIT

Исследователи из Массачусетского технологического института с коллегами давали дошкольникам поиграть с придуманной ими игрушкой и наблюдали за их поведением. В игрушке – конструкции из цветных трубок — было несколько функций: она могла издавать различные звуки, мигать лампочкой, а в одну из трубок было встроено зеркало. Экспериментаторы знакомили детей с игрушкой четырьмя разными способами. В первом они просто показывали детям одну из функций, ничего не говоря о других. В другом варианте экспериментатор после демонстрации одной функции делал вид, что ему надо срочно отлучиться по делам. В третьем он притворялся, что только что вместе с ребенком случайно открыл эту функцию, и, наконец, в четвертом давал ребенку игрушку, вообще не говоря, что она может делать. Как оказалось, в первом, «педагогическом», варианте дети меньше всего играли с игрушкой после ухода экспериментатора и реже всего находили в ней остальные функции.