Объем российского рынка интегрированных систем управления предприятием в 2010 году составил 649,4 млн долл. По оценкам IDC, это соответствует годовому росту на 32%.
Расширение рынка было обусловлено значительным спросом на инструменты бизнес-аналитики и CRM среди крупных компаний. Наибольшей популярностью подобного рода решения пользовались среди компаний нефтегазового сектора, банков и предприятий розничной торговли. Также динамично рос спрос на обширный комплекс решений среди предприятий малого бизнеса.
Как подчеркивают аналитики, с годами отечественный бизнес все больше осознает ценность ИТ-инструментов для оценки эффективности бизнеса и улучшения работы с клиентами. С этой точки зрения им «помог» экономический кризис, заставивший российские компании по-новому взглянуть на данные решения.
Лидером российского рынка ERP в 2010 году осталась компания SAP, доля которой составила 51%. За ней следуют «1С» и Oracle, а четвертое и пятое места достались Microsoft Dynamics и отечественной «Галактике». По итогам года наиболее прибыльными отраслями для поставщиков ERP остаются непрерывное производство, розничная торговля и дискретное производство, далее следуют энергетика и банковский сектор.
По прогнозам IDC, российский рынок систем управления предприятием в ближайшие пять лет будет ежегодно расти в среднем на 15,5%. Рост будет обусловлен высоким спросом на бизнес-приложения среди компаний финансового сектора, розничной торговли, профессиональных услуг. Повышенным спросом по-прежнему будут пользоваться решения категорий BI и CRM.
«Прошло то золотое время ERP, когда предприятия словно соревновались в стоимости внедряемых систем», - признает Максим Кокурин, директор бизнес-направления SAP компании «Микротест». C 2005-2006 годов практически все проекты стали реализовываться с оглядкой на их возможную эффективность. После кризиса ситуация еще более осложнилась: компании стали заинтересованы в «легкой модернизации» существующих систем. Во внедрении «тяжелых» ERP никто, кроме разве что нефтегазовой отрасли, уже не заинтересован. Именно поэтому столь актуальным в последнее время становится использование в проектах «систем высокой готовности» – преднастроенных вертикальных решений, ориентированных на конкретную отрасль. Разумеется, это радикально влияет и на сокращение сроков проектов, и на снижение их стоимости. Именно такой подход и позволяет решениям SAP конкурировать с изначально более дешевыми системами.
«Приятно видеть, что начинается конкуренция мозгов, а не просто ценовые войны за счет “убивания” себестоимости проектов», - подчеркивает Кокурин.
Увеличение объема рынка, несмотря на снижение средней стоимости проекта, говорит о гораздо более активном росте спроса, нежели можно изначально предположить. Более того, спрос становится «разумным». ИТ-бюджеты уходят из рук ИТ-директоров к бизнес-руководителям, отвечающим за получение прибыли. Таким образом, ИТ-инвестиции становятся полноценной частью инвестиционной политики компаний. Конечно, ИТ-директорам такое положение дел малоприятно, но для компаний оно является позитивным.