По оценкам Headwork Analytics, к 2015 году емкость российского рынка коммерческих ЦОД увеличится в 2,5-3 раза, а в сегменте крупных предприятий спрос на подобные услуги вырастет почти в пять раз. В рамках исследования были опрошены представители 203 российских компаний, годовая выручка которых превышает 1 млрд руб., а центральный офис располагается в московском регионе. Кроме того, был изучен рынок коммерческих ЦОД московского региона.
Как известно, российский рынок ЦОД сконцентрирован в столицах: в Москве и Подмосковье находится 60% российских коммерческих ЦОД, в Санкт-Петербурге – 15%, 25% – в остальных регионах. Конечно же, российский рынок ЦОД по своим масштабам пока не сравним c западным. Совокупная площадь московского рынка – а это 98 объектов – меньше площади одного крупного американского ЦОД компании SuperNAP.
По оценкам аналитиков, российский рынок коммерческих ЦОД растет на 20-30% в год. На долю крупных заказчиков приходится 40% от общего рыночного спроса, причем наиболее активными потребителями услуг являются медиа-холдинги, транспортные и логистические компании, а также банки. Ритейл, энергетика и промышленность демонстрируют лишь умеренный интерес, а нефтегазовые компании потребности в услугах коммерческих ЦОД и вовсе не испытывают.
Спрос со стороны крупных предприятий на услуги ЦОД будет расти на 35-40% в год. Такие заказчики проявляют интерес к сложным «облачным» сервисам. Однако от перехода в «облака» их удерживает неуверенность в надежности операторов и слишком высокая, по мнению клиентов, стоимость аренды. Пока ключевыми услугами остаются размещение сервера – этим сервисом пользуются 80% текущих клиентов – и аренда оборудования, востребованная среди 48% заказчиков. Модель SaaS используют менее 20% крупных клиентов.
Малый и средний бизнес менее активен – как ожидается, в этом сегменте спрос на услуги ЦОД будет расти лишь на 10-15% в год. Но и в этом сегменте заказчики все реже ограничиваются потреблением простых услуг, таких как хостинг почтовой системы, и постепенно расширяют спектр востребованных сервисов.
Как показало исследование, даже с учетом роста предложения дефицит площадок проявится уже в 2012 году, а к 2015 году спрос на 22% будет превышать имеющееся предложение. А если некачественные площадки останутся невостребованными, дефицит может достигнуть 35%.