Согласно серии отчетов Gartner Predicts 2012, оптимизация стоимости ИТ-сервисов остается чрезвычайно актуальной для большинства ИТ-директоров. Увидев эффект от антикризисной оптимизации ИТ-бюджетов, руководство компаний не желает прекращать усилия в этом направлении. Но разумеется, пожертвовать качеством предоставляемых услуг бизнес также не готов. Наоборот, ИТ-департаментам постоянно повышают планку.
Аналитики отмечают, что такое положение вещей, выражающееся в известной формуле more value for less spend, приведет к очередному витку внимания к проблеме управления ИТ-активами. Если с «железом» многие компании успели разобраться, то с управлением программными активами (software asset management, SAM) положение зачастую мало отличается от ситуации двух-трехлетней давности. Именно в оптимизации лицензионной стоимости и модели приобретения ПО, а также сокращении затрат, связанных с аудитом и рисками, в Gartner видят наиболее перспективное направление дальнейшего развития.
Значимость методологии SAM признали и в IDC, выделив соответствующие продукты в отдельный рынок и начав его мониторинг. Согласно оценкам компании, мировой рынок средств управления программными активами в 2011 году достиг 3,5 млрд долл.
В целом ситуация выглядит следующим образом: более-менее оптимально ПО используется лишь в половине компаний. Все остальные его либо недоиспользуют, либо используют избыточно, нарушая лицензионные соглашения.
Судя по достаточно слабой активности дискуссии, посвященной методам управления ПО, организованной порталом GlobalCIO совместно с газетой «Ведомости», в большинстве отечественных компаний до сих пор преобладает неформализованный подход, когда задачи решаются по мере их возникновения. Эта проблема не является уникальной для России. Недостаточное внимание к процессам управления ПО является типичной ситуацией, независимо от региона. В целом по миру уровень развития SAM по градации Microsoft определяется как «базовый» — либо управление не осуществляется вовсе, либо осуществляется спонтанно.
В лучшем же случае обычно компаниями используется собственный формализированный и централизованный подход к управлению лицензиями и ПО. Адаптация международных стандартов к правилам жизни в нашей стране компаниям просто необходима.
«Потребность в централизации процессов, связанных с приобретением ПО, должна ощущать любая компания, хоть как-то анализирующая свои издержки», — говорит Александр Балабанов, ИТ-директор компании «Май». Она обязательно обратит внимание на раздел бюджета, посвященный приобретению ПО, и постарается централизовать свои закупки для достижения эффекта масштаба и упрощения администрирования данного процесса.
«К большому сожалению, текущее положение в части управления активами в нашей организации далеко от идеала», — продолжает Балабанов. Конечно, процесс приобретения и использования программ контролируется и отслеживаетсятся, но при этом нельзя сказать, что он жестко формализован. Причина банальна – приоритеты в реализации бизнес-проектов, поглощающих большинство ресурсов.
«На мой взгляд, к решению задачи управления ИТ-активами необходимо подходить с точки зрения необходимой достаточности», — подчеркивает Константин Илларионов, директор по ИТ компании «Оками». С одной стороны понятно, что используемое ПО должно быть лицензионным: законов никто не отменял. С другой стороны, формальный подход – лицензирование всего, что установлено либо заявлено пользователями – приводит к необоснованным финансовым затратам. Необходимо четко понимать необходимость установки на конкретном рабочем месте той или иной программы. Часто бывает, что необходимости в заявленном ПО либо нет совсем, либо его можно заменить бесплатными аналогами или системами с усеченным функционалом, не влияя на выполнение функциональных обязанностей сотрудника.
«В любом случае, имея стандартизированный и формализованный подход к использованию ПО внутри компании, получаем, во-первых, уменьшение стоимости владения, а во-вторых, повышение прозрачности и контроля используемого ПО», — констатирует Илларионов. При правильном использовании данный подход приводит как к снижению рисков при использовании и сопровождении ПО, так и к повышению информационной безопасности.
«Особенно актуальным процесс управления программными активами становится при разнородности структуры их распространения в организации», — уверен Сергей Полторак, руководитель отдела ИТ группы компаний «Бовид». Поэтому формализовывать подход к управлению ПО необходимо, но без создания процесса ради процесса.
«С точки зрения поддержки и управления ПО очень помогают рекомендации ITIL в плане работы с изменениями, релизами и т.п. На моем опыте SAM реализовывался прописыванием внутренних регламентов и стандартов в рамках как бизнес-процессов, так и подразделений-заказчиков», — резюмирует Полторак.