Мировой рынок систем видеоконференц-связи в последнем квартале 2011 года продемонстрировал очень заметный рост. Особенно впечатляющий скачок был отмечен аналитиками IDC в сегменте стандартных систем телеприсутствия, который вырос на 39% и по итогам квартала достиг 444 млн долл., составив 55% рынка ВКС.
По итогам 2011 года общий объем рынка ВКС составил 2,7 млрд долл., что на 21% больше показателя предыдущего года. Таким образом, очевиден эффект популяризации этой технологии в корпоративном сегменте.
Рост рынка ускорили многочисленные примеры успешного использования средств ВКС в самых различных сегментах, включая здравоохранение, образование, торговлю и финансовый сектор. Вполне вероятно, что дальнейший рост могут поддержать проекты по интеграции средств видеосвязи с системами объединенных коммуникаций и групповой работы, а также расширение использования видео с мобильных устройств.
Аналитики отмечают, что несколько быстрее рынка рос сегмент многоточечных конференций. Рынок систем телеприсутствия высшего класса (immersive telepresence), наоборот, сократился, причем очень значительно – на 22%.
«Востребованность продвинутых систем телеприсутствия, которые мы называем иммерсивными, с каждым годом возрастает, – отмечает Сергей Юцайтис, консультант Сisco по технологиям совместной работы. — Уменьшение доли их продаж на рынке ВКС мы можем объяснить только еще более динамичным ростом продаж других видеорешений».
Кроме того, при рассмотрении сделок по поставке решений телеприсутствия в комплексе (включая инфраструктуру, без которой иммерсивные решения практически не продаются), статистика может быть совсем иной.
«Решения immersive telepresence максимально приближают проведение видеоконференции к живому общению, однако они чрезвычайно дороги, сложны в инсталляции, а также отличаются очень высокими требованиями к пропускной способности сети», — говорит Андрей Свириденко, председатель правления компании Spirit, разработчика программного решения «ВидеоМост». Кроме того, на рынке уже появились программные продукты, сравнимые по качеству изображения с системами телеприсутствия, простые во внедрении, и при этом гораздо более дешевые. Очевидно, рост рынка происходит в первую очередь за счет бюджетных решений. Компании явно не горят желанием приобретать дорогостоящее ВКС-оборудование и создавать специальные переговорные комнаты для решений Hi-End.
Другая важная тенденция – «мобилизация» ВКС. Широкое распространение смартфонов и планшетов, наряду с повышением скорости беспроводных каналов связи, позволяют вывести видеокоммуникации за пределы офисов. Взрывной рост использования мобильной VVoIP-связи, стимулирует мобильных операторов разворачивать для корпоративных клиентов свои сервисы видеоконференций с широким набором функций.
Наконец, все более актуальным становится предоставление ВКС-сервисов из облаков. «Облачные сервисы – это серьезный бизнес, хотя российский рынок в этом сегменте отстает от мирового. Вероятнее всего, уже в ближайшее время крупные компании начнут переходить в частные облака, а SMB станет массово использовать бесплатные и публичные сервисы», — полагает Свириденко.
«Российский пользователь пока не совсем готов доверить свои бизнес-процессы облаку. Не спешат внедрять повсеместно облачные решения и российские провайдеры услуг связи», — согласен Юцайтис. Вероятно, что тенденция может заметно измениться уже в текущем году.
Другая специфика российского рынка – особенности законодательства, запрещающего использовать для защиты пользовательской информации алгоритмы, отличные от стандартизованных в ГОСТ. Это делает недостаточным вывод на рынок локализованной версии продукта и требует проведения дополнительных работ по отключению алгоритмов шифрования, являющихся по сути международными стандартами.