По прогнозам IDC, в 2012 году российский рынок ИТ-услуг вырастет на 17% и достигнет 6,8 млрд долл. При этом на долю аутсорсинга придется 1,1 млрд долл., а на облачные сервисы – по-прежнему незначительная сумма, около 200 млн долл. Тем не менее, по итогам 2011 года рост облачного рынка составил 157%, а прогноз роста на 2012 год оценивается в 121%.
Как подчеркивают в IDC, следует понимать, что огромные темпы роста облачного рынка в России достигается в первую очередь за счет сопутствующих проектных услуг. Популярность облаков растет не только за счет простейших сервисов, но и за счет более сложных продуктов, предполагающих реализацию внедренческих проектов.
На данный момент 42% российского рынка облачных услуг составляют именно простейшие решения: средства коммуникаций и совместной работы. Еще 20% приходится на решения, относящиеся к категории CRM.
В мире наблюдается совершенно иная ситуация – облачный рынок сильно диверсифицирован. Наибольшую его часть – 21% – занимают ERP-системы, а еще 15% приходится на долю CRM. Коммуникационные сервисы находятся на уровне примерно 10% от общего объема рынка. При этом 37% аккумулирует категория «остальное», куда входит масса узконаправленных сервисов, многие из которых абсолютно не имеют распространения в России.
«Взрывного роста аутсорсинга мы так и не дождались, но зато облачные услуги оправдывают самые оптимистичные прогнозы», — полагает Александр Прохоров, ведущий аналитик российского офиса IDC.
Тенденция очевидна: квалифицированных ИТ-специалистов больше не становится. Действительно, откуда им взяться, если демографическая ситуация не улучшается, а число студентов падает. Кто-то должен управлять растущей ИТ-инфраструктурой компаний, и одним из вариантов становится ее передача в облако.
Разумеется, на пути облачных услуг в массы до сих пор не устранен ряд препятствий, причем технологическим можно признать лишь одно из них – проблему «последней мили». Широкополосный Интернет получает все большее распространение в регионах, однако даже «быстрым» каналам зачастую катастрофически не хватает стабильности.
Остальные барьеры, по словам Прохорова, являются скорее следствием сложившихся традиций потребления ИТ. В первую очередь, следует упомянуть до сих пор не сформировавшуюся культуру аутсорсинга – отсутствие доверия поставщикам и традиций долгосрочных аутсорсинговых отношений. Кроме того, для многих непреодолимым препятствием становится неподготовленная правовая база, в том числе в части разрешения конфликтных ситуаций. Наконец, далеко не все ИТ-директора, особенно в крупных компаниях, заинтересованы в разрушении своей годами создавашейся «империи».