74% HR-директоров российских компаний считают, что в большинстве учебных заведений система профессионального образования лишь минимально соответствует потребностям работодателя. Участники опроса, проведенного агентством «Эксперт РА» в рамках конференции «Кадры для модернизации экономики» констатировали явный недостаток взаимопонимания между работодателями и системой профессионального образования. Именно этим, по мнению участников опроса, объясняется низкое качество подготовки выпускников, которых приходится переучивать или даже обучать практически с нуля.
Значительная часть опрошенных считает, что одним из решений проблемы могла бы стать разработка профессиональных стандартов и их увязка с образовательными стандартами. В то же время респонденты признают, что введение профстандартов не изменит ситуацию кардинально. Например, этот подход неприменим к новым специальностям, в отношении которых еще не накоплен достаточный опыт.
По мнению специалистов, профессиональные стандарты наиболее востребованы в специальностях, для которых характерна высокая мобильность кадров. В других случаях применение существующего на данный момент формата сотрудничества с учебными заведениями может оказаться дешевле и эффективнее.
Кроме того, опрос выявил отсутствие единого мнения по поводу оптимальной формы участия предприятий в подготовке кадров. Конечно, 90% опрошенных полагают, что обучение новых кадров должно проходить с участием предприятий. При этом голоса почти поровну распределились между созданием компаниями собственных центров по переподготовке, созданием корпоративных кафедр в вузах, созданием собственных учебных центров и введением образования по договору со стажировкой на предприятии.
Тема качества подготовки ИТ-специалистов вызвала оживленные дискуссии на портале GlobalCIO.
«Судя по качеству дипломированных специалистов, только что пришедших из институтов, программы вузов не отвечают потребностям отрасли», — констатирует Юлия Широкова, начальник отдела сопровождения службы ИТ компании «Седьмой Континент». Качество ИТ-образования надо повышать, начиная с пересмотра учебных программ. Почему уровню специалиста, сертифицированного Cisco или Microsoft, большинство работодателей безоговорочно верят, а диплому вуза – нет? Видимо, потому что даваемые знания и беспристрастность проведения экзаменов в этих компаниях известны. Качество же знаний и экзаменов в вузах оставляет желать лучшего.
«К сожалению, качество подготовки молодых специалистов – это проблема не только регионов, но и столиц», — продолжает Широкова. В Москве тоже ощущается кадровый голод, особенно на начинающих специалистов. Выпускники приходят совершенно неподготовленными, хотя многие из них считают себя специалистами. Более того, немалая их часть не желает развиваться дальше. Специалисты значительно более высокого уровня зачастую приходят с периферии. В этом плане Москва, по-видимому, будет «черной дырой», высасывающей талантливых специалистов из регионов – до тех пор, пока будет ощущать кадровый голод на этих специалистов, либо пока они не смогут реализовать себя на родине.
«Принято вспоминать о кадровом голоде в разрезе узкой сферы разработчиков, но на самом деле проблема значима для всей отрасли. Не хватает и ИТ-директоров, системных инженеров, архитекторов, менеджеров проектов», — считает Алексей Бутаков, исполнительный директор АКСИТ.
Если с демографической ямой уже ничего не сделать, то система образования вполне может меняться. Сейчас, несмотря на все усилия, вузы по-прежнему готовят невостребованных специалистов. Уровень их подготовки не соответствует ожиданиям работодателей, обучение носит лоскутный характер, а выпускники зачастую уходят из отрасли. Система образования должна меняться, и ее изменением должны заниматься сами работодатели. Естественно, это требует от компаний более активной позиции и веры в будущее, в долгосрочный бизнес.
«Я согласен взять на работу малоопытного специалиста, лишь бы у него голова работала. Но ведь мало кто учит сейчас пользоваться головой», — сетует Эдуард Иванов, ИТ-руководитель портала 74.ru.
Качество подготовки во многих учебных заведениях страдает – это притча во языцех. Набирают студентов, берут с них плату за обучение, а то, что выпускники ничего не знают и никому не нужны, — никого не интересует. И ответственности за это никто не несет.
«Мы сотрудничаем с местными вузами и сами преподаем нужные нам дисциплины», — говорит Иванов. — Времени на это, как оказалось, требуется не много, а каков будет результат – увидим. Он должен быть – по крайней мере, заинтересованность и желание у студентов есть. Главное их не запугать и направить в нужное русло».