Согласно прогнозам компании BayRu, объем российского рынка электронной коммерции к 2015 году может достичь 30 млрд долл., увеличившись более чем в два раза. Основной причиной этого станет не столько большее проникновение Интернет, сколько развитие культуры онлайн-покупок и платежей.
В настоящее время доля электронной коммерции в товарообороте страны невелика: по данным на 2011 она составила всего 1,5%, или около 12,5 млрд долл. Для сравнения, в США на долю интернет-покупок приходится целых 5,5% товарооборота.
Это объясняется в первую очередь тем, что в США постоянными пользователями Интернет являются 78% населения, а в России – всего лишь 40%. Часть россиян по-прежнему не осознает, насколько выгодными по сравнению с традиционным шоппингом могут быть покупки через Сеть. Кроме того, высок уровень недоверия к дистанционным платежам и к покупкам по принципу «сначала деньги – потом товар».
Однако на волне всероссийской модернизации высокоскоростная связь появляется даже в отдаленных деревнях. Во многих городах действуют социальные программы обучения пенсионеров пользованию компьютером. По прогнозам аналитиков BayRu, в 2015 году глобальной сетью будут пользоваться 67% населения России. Это, а также повышение доверия к онлайн-покупкам станет двигателем рынка электронной коммерции: в нынешнем году его объем превысит 15 млрд долл., а к 2015 году достигнет 30 млрд долл. Таким образом, среднегодовой рост составит 21%.
Cтоит отметить, что при расчете прогноза использовались две совершенно разные модели. Первая была построена на основе ожидаемой динамики роста товарооборота в России и доли электронной коммерции в ней, а вторая – на основе ожидаемой динамики проникновения Интернет и роста среднего чека. Удивительно, но результаты практически совпали.