Как оценивают в IDC, рынок систем, направленных на решение задач Больших Данных, за 2011 год вырос на 40%. Это в семь раз быстрее ИТ-рынка, и в ближайшие годы темп роста данного сегмента только усилится.
Несмотря на то что название явлению уже придумано, и даже начаты мероприятия по подсчету потраченных компаниями средств, существует масса разногласий на уровне определений. Похоже, даже сами аналитики признают, что терминология еще не является устоявшейся и требует корректировок.
Суть приводимых определений состоит в том, что предприятия сталкиваются либо с большими объемами данных, либо с потребностью с их быстрой обработки в режиме реального времени, либо с большим количеством форматов данных.
Например, в IDC выделяют три основных сценария, порождающих проблему Big Data:
— объем накопленных исторических данных, превышающий 100 Тбайт;
— необходимость высокой скорости обработки информации, поступающих из разных источников; зачастую требуется мониторинг в реальном времени, и уже буквально через пару минут данные устаревают;
— объемы данных еще не являются критически большими, но растут более чем на 60% в год.
Как подчеркнули эксперты в рамках круглого стола «Большие Данные в производстве», организованного компанией OSIsoft и журналом «Директор информационной службы», само понятие Больших Данных, равно как и отношение к нему, сильно разнится в зависимости от индустрии. Например, в банковской сфере и социальных сетях понимание методов анализа и потенциальной выгоды уже сложилось. А вот в нефтегазовой промышленности, металлургии и энергетике все не так очевидно.
«Мы находимся в ситуации, когда сами можем участвовать в создании базовых определений, связанных с Большими Данными. Кто сделает это успешнее, тот и станет гуру», — заявляет Алексей Сидоров, технический директор Informatica. По его словам, скорость обработки данных и их объем – это в современных условиях не проблема, а вопрос исключительно цены используемых технологий. Проблема Больших Данных начинается, когда компании чувствуют, что из данных можно извлечь для себя значительное преимущество, но еще не знают, как этого добиться.
Стимулировать интерес к Big Data может вступление России в ВТО. Конечно же, компаниям придется корректировать качество и стоимость продукции, а иногда даже выводить их на новый уровень. Вступление в ВТО будет характеризоваться ценовой войной – одного лишь качества продукции будет недостаточно, хотя требования к нему и будут ужесточаться. Компании уже работающие на международном рынке, в целом к такому сценарию готовы.
Для большинства же отечественных компаний, по словам Руслана Каримова, главного эксперта компании «Инженерный центр энергосбережения», положение близко к критическому, и лекарство в виде инвестиций в новые технологии вполне может опоздать. Вступление в ВТО уже близко, и успеть сколько-нибудь серьезно изменить ситуацию будет проблематично.
Несмотря на необходимость кардинальных изменений, для предприятий по-прежнему существует замкнутый круг. Для обоснования инвестиций (в том числе и в технологии Big Data) необходимо предугадать экономический эффект. Для этого, в свою очередь, необходим пилотный проект, также сопровождающийся инвестициями – например, в измерительное оборудование, позволяющее количественно оценить результаты. Многие проекты обрываются уже на этом этапе. Возможно, вступление в ВТО позволит компаниям действовать более решительно, пусть и рискованно.