В 2012 году объем российского рынка систем идентификации и управления доступом к информационным ресурсам предприятия (Identity Management, IDM) составит 60-70 млн долл.
По оценкам компании Avanpost, нынешний год завершает первый этап развития российского рынка IDM. Он характеризовался тем, что важность автоматизации этих функций осознавала лишь небольшая часть наиболее крупных организаций, и именно на них были полностью ориентированы зарубежные поставщики IDM-решений. Однако сегодня такое положение вещей уже не удовлетворяет растущих потребностей российских предприятий. С одной стороны, аналитики отмечают, что крупный бизнес фактически уже готов к массовому внедрению таких решений. С другой стороны, системы IDM устраняют целый ряд проблем, с которыми вплотную столкнулись предприятия сегмента SMB. Фактически средний российский бизнес уже превратился в огромный невыявленный сегмент рынка IDM.
Среди проблем, которые стимулируют компании к внедрению IDM, в первую очередь, следует отметить рост киберпреступности и использование злоумышленниками «дыр» в системах безопасности, возникающих вследствие ошибок управления доступом. Кроме того, в настоящее время практически все предприятия обрабатывают информацию в цифровом виде, используя десятки бизнес-приложений. Безошибочное управление правами доступа вручную в таких условиях невозможно, при том, что подразделения информационной безопасности уже тратят на эту работу до 70% времени.
Третий источник угроз связан с масштабным выходом информационных систем за границы предприятий. В качестве наиболее важных примеров можно назвать системы интернет-банкинга и работу предприятий в кластерах электронного бизнеса. Наконец, новые риски создают облачные веб-сервисы и использование сотрудниками собственных мобильных устройств для работы с конфиденциальной корпоративной информацией.
Согласно ожиданиям Avanpost, к концу 2013 года вышеперечисленные тренды приведут к тому, что рынок вырастет не менее чем до 80 млн долл.
Дальнейший прогноз предусматривает увеличение рынка к концу 2017 года в 10 раз по сравнению с 2013 годом. Такую динамику обеспечит сразу несколько факторов. Наряду с развитием уже сложившихся тенденций, на первое место выйдут ужесточение требований соответствия основополагающим стандартам безопасности, а также все более широкое использование облачных сервисов. Еще один значимый фактор связан со вступлением России в ВТО. Законодательство требует от иностранных компаний использовать при производстве продукции, поставляемой на наш рынок, порядка 60% местного сырья и комплектующих; это резко повысит распространенность кластерной модели бизнеса, стимулирующей внедрение систем IDM.
В 2017 году характер развития рынка IDM вновь кардинально изменится и, как заявляют в Avanpost, в современной форме он практически перестанет существовать. Новый виток развития будет связан с тем, что технологии и новые стандарты безопасности будут переориентированы на уровень физических лиц. Эти процессы приведут к тому, что с 2017-го по 2022 год объем потребления технологий IDM увеличится еще не менее чем в десять раз. Таким образом, по сравнению с 2012 годом рынок вырастет в 100 раз.