Дело в том, что когда в головном мозге включается нейросеть, отвечающая за сопереживание, одновременно подавляется способность к аналитическому мышлению, и наоборот.
В эксперименте участвовали 45 студентов, которых помещали в аппарат МРТ. В процессе сканирования им сначала предлагали по 20 текстовых и видеозаданий, требовавших поставить себя на место другого человека, а затем столько же задач по физике. После знакомства с заданием нужно было в течение 7 секунд дать ответ на вопрос «да-нет».
Снимки МРТ показали, что при решении текстуальных и видеопроблем, связанных с сопереживанием, деактивировались аналитические области мозга и включались социальные. И наоборот, задачи по физике приводили к отключению регионов эмпатии и активации аналитической сети. А когда испытуемые отдыхали, у них происходило циклическое переключение мозга между двумя этими видами нейросетей. Ученые полагают, что их открытие имеет важное значение для изучения природы психических расстройств, характеризующихся нарушением социальных функций.