Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru выяснил, как часто отечественные компании привлекают удаленных сотрудников. Выяснилось, что сегодня труд специалистов, работающих вне офиса (при этом специалист может находиться даже в другом городе или за границей), использует почти треть работодателей – 32%, при этом 22% из них оформляют таких работников в штат компании по трудовому договору, еще у 10% есть удаленные сотрудники, работающие на аутсорсинге.
Впрочем, судя по комментариям опрошенных, дистанционная работа – это далеко не массовое явление. Зачастую работодатели идут на уступки работникам, используя возможность удаленной работы как дополнительное средство мотивации, или спасаются от кадрового голода, привлекая региональных специалистов к дистанционным проектам в столичных компаниях (например, в сфере программирования). Обстоятельства могут быть разными: кто-то переводит в удаленный режим сотрудников, зарекомендовавших себя в офисе, кто-то изначально подбирает персонал, готовый работать из дома.
«Это люди, которых мы хорошо знаем и которым можем полностью доверять. Они оформлены в штат компании»; «Наша сотрудница недавно ушла в декрет, удаленно выполняет определенные задачи», — комментируют представители компаний.
По данным Superjob.ru, чаще всего удаленные сотрудники выполняют работу в области ИТ (24%), продаж (18%), финансов и бухгалтерии (11%), а также рекрутинга (10%) и дизайна (9%). Реже удаленные работники задействованы в маркетинге, юриспруденции и проектировании (по 4%), а также в редактировании, верстке, переводах, рекламе, закупках и телефонном консультировании (по 2%). В другие сферы удаленных работников привлекают 22% работодателей.
63% работодателей в России не пользуются услугами удаленных работников. Главный аргумент противников такой организации труда – невозможность постоянного контроля над удаленными сотрудниками, а значит, вероятность того, что они будут работать вполсилы.
Лучше или хуже коллег в офисе работают удаленные сотрудники? Ответ на этот вопрос сильно зависит от опыта конкретного работодателя: как правило, те из них, кто уже имел дело с «удаленщиками», чаще дают положительную оценку их труду. Так, 31% менеджеров по персоналу уверен, что работающие дома выполняют свои обязанности хуже, однако среди тех, кто уже имеет в штате или на аутсорсинге удаленных работников, этот показатель меньше – по 28%. «Они не видят ситуацию, на которую пытаются повлиять»; «Контролировать удаленных работников на трудовом договоре сложно, а бесконтрольность расслабляет. Другое дело, когда оплата идет по результату после подписания акта выполненных работ», — комментируют опрошенные.
Четверть работодателей (24%) не видит разницы между работой офисных и удаленных сотрудников – по их мнению, эффективность их труда примерно одинакова: «Качество работы зависит от уровня самоорганизации, а не от места работы»; «Все дело в мотивации человека». Это мнение заметно чаще разделяют те, у кого удаленные работники уже есть в штате (36%) или на аутсорсинге (33%).