Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, демонстрируя темпы роста в 35-40%. В 2012 году, по оценке J’son & Partners Consulting, объем рынка электронной коммерции превысил 1,8 трлн руб. (60 млрд долл.). В дальнейшем ожидается стабильный ежегодный рост на уровне 10-15%.
Сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%.
Сегмент физических товаров рынка электронной коммерции растет опережающими темпами. В конце 2012 года общий объем их покупки и оплаты превысил 662 млрд руб., а доля сегмента составила 35%. Рост сегмента продолжится, и к 2017 году его объем превысит 1,5 трлн руб.
Основным подсегментом сектора физических товаров являются интернет-магазины, на долю которых приходится 60% покупок физических товаров. Количество посетителей интернет-магазинов к 2017 году превысит 26 млн человек, а наибольшим спросом будет пользоваться потребительская электроника, одежда и обувь, а также медиатовары.
Объем сектора нефизических товаров и услуг на рынке электронной коммерции России достиг 1,2 трлн руб. Ожидается, что наибольшими темпами будет расти рынок цифрового контента, а наименьшими – сотовой связи.
С точки зрения структуры платежей произойдет резкое сокращение доли оплат при помощи наличных — с 78% в 2012 году до 57% в 2017 году) при одновременном росте оплат при помощи банковских карт. Ключевой отличительной чертой российского рынка является активное использование электронных платежных систем, прежде всего дистанционных банковских и небанковских терминалов. Это выгодно отличает российский рынок от зарубежных аналогов, так как создает большую потребительскую вариативность.