В широком смысле, m-Health – использование мобильных технологий для медицинских услуг и информатизации в области здравоохранения. m-Health является компонентом более широкого известного понятия e-Health.
Мобильная медицина эффективно используется в лечении и предупреждении заболеваний, заботе о пожилых людях, информировании беременных женщин, борьбе с детской и материнской смертностью.
Наиболее быстро растущим сегментом этого рынка являются мобильные приложения для смартфонов. Можно выделить четыре основных категории мобильных приложений: общее здоровье и фитнес, медицинская информация (справочники, информирование, диагностика, образование), удаленные консультации и мониторинг, а также управление здоровьем.
Наибольшая часть проектов m-Health в мире – 46% — реализована в области систем здравоохранения, на втором месте – сфера предупреждения заболеваний.
Назначение проектов и первостепенные решаемые задачи различаются в зависимости от стран: в развитых странах услуги и сервисы направлены, в первую очередь, на повышение качества жизни, уровня медицинского сервиса, в развивающихся — на решение актуальных проблем здравоохранения, таких как борьба со СПИД и повышение доступности медицинских услуг.
В России среди основных препятствий развития рынка m-Health выделяют слабый уровень информатизации лечебных учреждений, низкую ИТ-культуру медперсонала, а также консервативность врачей и пациентов.
Тем не менее, согласно прогнозу участников рынка, направление мобильной медицины будет интенсивно развиваться, и пациенты, особенно в крупных городах, будут стремиться к оказанию и получению медицинских услуг с использованием мобильных решений.
Как подчеркивают эксперты, наиболее значимыми движителями рынка мобильной медицины являются быстрый рост проникновения смартфонов, спрос на услуги m-Health со стороны пациентов, а также внедрение пациенто-ориентированных моделей в области оказания медицинских услуг.
Потребительская неготовность, наоборот, является главным сдерживающим фактором развития рынка. Многие пациенты и врачи даже не подозревают о решениях мобильной медицины или не могут их найти. Кроме того, часто пациенты не готовы платить за ИТ-решения. Информационная безопасность также является определенным барьером, так как включает в себя широкий спектр вопросов по конфиденциальности данных. Наконец, одна из целевых аудиторий m-Health — пожилые люди – имеет низкий процент проникновения смартфонов, что является дополнительным сдерживающим фактором.
Новизна рынка мобильной медицины требует решения целого ряда задач: отработка системы взаимодействия между участниками процесса, выбор наиболее успешных бизнес-моделей, формирование партнерских отношений, выработка единых стандартов.
Приложения для смартфонов станут крайне популярными: по прогнозу Research2Guidance, почти 500 млн из 1,4 млрд владельцев смартфонов в 2015 году будут пользоваться мобильными медицинскими приложениями. Этому будет способствовать снижение стоимости приложений. Так, средняя стоимость приложения в Android Market уже снизилась с 7,74 долл. в 2010 году до 4,31 долл. в 2012 году.