Комиссия РАЭК по правовым вопросам рассмотрела законопроект о досудебных блокировках за экстремизм и сформулировала ряд замечаний по нему. Законопроект № 380323-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был внесен на рассмотрение в Госдуму 8 ноября. Он предлагает дополнить федеральный закон новой статьей 15.3, определяющей порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим противоправную информацию в досудебном порядке.
В РАЭК считают, что законопроект содержит ряд понятий, отсутствующих в нынешнем законодательстве, в частности, неясно, что подразумевается под «публичными массовыми мероприятиями» и «призывами». Также непонятно, как скоро у операторов будет возникать ответственность за несоблюдение сроков блокировки и как владелец интернет-ресурса сможет ее оспорить.
Кроме того, в ассоциации полагают, что законопроект наделяет прокуратуру полномочиями судебных органов, что приводит к смешению функций двух ветвей власти, а следовательно вступает в противоречие с основным законом Российской Федерации. Текущая же судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противоречива, так как отсутствуют четкие критерии отнесения той или иной информации к «экстремистской» или «призывающей к разжиганию национальной розни». Соответственно, предоставление полномочия несудебному органу выносить решения по такого рода делам приведет к еще более широким злоупотреблениям правом.
Исходя из этого, в РАЭК считают законопроект несвоевременным и предлагают сначала внести изменения в № 114-ФЗ в части уточнения критериев отнесения информации к экстремистской, а также аналогичные законодательные акты в той же части.