По итогам 2013 года «Лаборатория Касперского» отметила снижение доли спама на 2,5%. Таким образом, среднегодовое количество спама в мировом почтовом трафике составило 69,6%, впервые за несколько лет не превысив отметки в 70%. В то же время в спаме уменьшилось количество легальной рекламы и выросло число мошеннических и вредоносных сообщений.
Другой особенностью спама в прошедшем году стало увеличение «серых» рассылок, имеющих полулегальный характер. Особенность этой категории заключается в том, что рассылка осуществляется не с ботнетов, а с собственных серверов распространителей. При этом в числе получателей оказываются не только официальные подписчики, но и не дававшие своего согласия пользователи, чьи контакты были получены, к примеру, из купленных баз адресов.
Кроме того, подавляющее большинство нежелательных сообщений, обнаруженных «Лабораторией Касперского» в 2013 году, – а именно 74,5% – «весили» не больше 1 Кбайта. Подобный «минимализм» позволяет спамерам рассылать больше сообщений с меньшими затратами трафика, а, кроме того, возможность создавать уникальные короткие фразы и менять их от письма к письму усложняет работу спам-фильтрам.
Также «Лаборатория Касперского» отметила сдвиг в приоритетах фишеров: среди организаций, подвергшихся подобным атакам, стало больше тех, чья деятельность напрямую не связана с финансовыми данными пользователей. Так, в рейтинге категорий 100 самых атакуемых организаций за прошедший год выросла доля атак на социальные сети (на 7,6%), поисковые порталы (на 1,8%), электронную почту (в 4 раза).