Сектор мобильных платежей готов к новому этапу роста, однако для эффективного использования его потенциала сотовым операторам необходимо развеять опасения клиентов – таковы выводы исследования Ernst & Young «Сектор мобильных платежей: новые возможности для роста».
Как подчеркивают аналитики, сотовые операторы на быстрорастущих рынках первыми воспользовались благоприятной конъюнктурой, которая сложилась в секторе мобильных платежей. Отсутствие конкуренции и высокий уровень спроса способствовали быстрому росту отрасли в таких странах, как Кения, Пакистан и Индонезия. В странах с развитой экономикой ускоряются темпы внедрения инноваций благодаря увеличению доступности технологии NFC, росту популярности мобильных кошельков, а также приложений для проведения мобильных платежей. При этом рынки развитых стран пока находятся на более раннем этапе развития.
Ожидается, что стоимость и объем операций, осуществляемых при помощи мобильных платежей, во всем мире будут расти, увеличивая долю небанковских операций. Но несмотря на большое количество абонентов мобильной связи, число тех, кто активно использует мобильные платежи, пока остается крайне низким.
Развитие технологий, способных удовлетворить нужды различных пользователей, способствуют распространению практики использования мобильных платежей. В то время как на быстрорастущих рынках для перевода денежных средств и перечисления заработной платы в основном применяются такие устоявшиеся технологии передачи данных, как SMS и USSD, в странах с развитой экономикой все чаще используются облачные сервисы и технология NFC, которые в основном применяются для транзитных платежей и программ лояльности, предлагаемых ретейлерами постоянным клиентам.
В секторе мобильных платежей все более распространенными становятся два вида партнерских отношений – горизонтальные (сотрудничество нескольких операторов) и вертикальные (многоотраслевые). Несмотря на то, что в целом партнерства работают на повышение интереса к сектору мобильных платежей и увеличению их использования, конкуренция между такими игроками приведет к дальнейшей фрагментации технологий, что может негативно повлиять на отрасль и привезти в замешательство клиентов.
Более высокий уровень совместимости различных платформ для проведения мобильных платежей поможет клиентам лучше ориентироваться и воспрепятствует фрагментации технологий. Кроме того, он станет инструментом для достижения таких важных целей, как повышение эффективности бизнес-моделей и создание возможностей для расширения спектра услуг и их предложения более широкому кругу клиентов. В настоящий момент лидерами в области стандартизации в секторе мобильных платежей являются Сингапур, Индонезия и Китай, в то время как, например, США и Великобританиия отстают от них в развитии этих технологий.