Количество «российских» утечек по сравнению с первым полугодием 2013 года выросло более чем вдвое. Всего же в мире за первое полугодие 2014 года было зарегистрировано 654 случая утечки конфиденциальной информации (3,5 инцидента в день), что на 32% превышает аналогичный показатель за прошлый год.
Лишь в 22% случаев утечка информации происходила в результате хакерской активности – в остальных информация утекала по вине внутреннего нарушителя. Однако авторы исследования отмечают, что масштаб последствий не зависит от вектора воздействия. Действия и внешних, и внутренних нарушителей могут быть в равной степени разрушительными.
Доли случайных и умышленных утечек оказались равными. Такая картина наблюдается с 2008 года, вследствие чего аналитики делают вывод о стабилизации роста утечек и их распределений, в том числе из-за довольно широкого распространения средств защиты от утечек и контроля информации.
Если говорить об утечках, происходивших в результате действий внутренних нарушителей, то в 71% случаев такими нарушителями оказывались рядовые сотрудники компаний – нынешние или бывшие. Достаточно велика доля утечек, случившихся на стороне подрядчиков, чей персонал имел легитимный доступ к охраняемой информации. В 3% случаев ценная информация была скомпрометирована по вине высших руководителей организаций.
В нынешнем исследовании впервые приводится классификация инцидентов по характеру действий нарушителя. К непосредственным утечкам данных относятся 83% случаев компрометации информации, 11% зафиксированных утечек были сопряжены с использованием сотрудниками служебного положения для получения личной выгоды, в 5% утечек произошли вследствие превышения сотрудниками прав доступа к информации.
В 38% случаев утечка происходила через Сеть (личная электронная почта, облачные хранилища). Доля зарегистрированных утечек через этот канал серьезно выросла по сравнению с прошлым годом. Аналитики считают, что этот рост обусловлен более широким внедрением DLP-систем, работающих в режиме мониторинга, в результате чего компании начали осознавать реальное число происходящих у них инцидентов.
В противоположность утечкам через Интернет, зафиксированное число которых можно считать весьма близким к реальному, утечки через мобильные устройства до сих пор находятся «в тени». Формально их доля за исследуемый период составила лишь 0,5%. Однако ввиду практически полного отсутствия контроля за корпоративной информацией, передаваемой через мобильные устройства, можно предположить, что в реальности число подобных инцидентов гораздо выше.
Подавляющее число случаев компрометации конфиденциальной информации было связано с утечками персональных или платежных данных. Эта тенденция наблюдалась и ранее, но в 2014 году чуть ли не три четверти утечек персональных данных были так или иначе связаны с «кражей личности». Утекающие данные впоследствии широко использовались в мошеннических схемах – например, при оформлении кредитов на чужие данные.