В 2014 году российские интернет-пользователи чаще прибегали к покупкам в иностранных интернет-магазинах, свидетельствуют данные совместного опроса «Яндекс.Маркета» и GfK: хотя бы раз за последний год делали заказы за границей 50% опрошенных покупателей, в то время как в 2013 году таких было 36%. Услугами российских магазинов по-прежнему пользуются больше 90% опрошенных.
Среди главных причин покупки на иностранных сайтах респонденты назвали широкий ассортимент, дешевизну и высокое качество товаров. Отказываются от покупок за рубежом в основном из-за отсутствия такой необходимости, долгих сроков доставки и опасения стать жертвой мошенников. Вместе с тем, на фоне роста популярности зарубежных магазинов выросло число покупателей, получивших из-за границы некачественный товар, — с 12% до 21% от всех, кто совершал покупки за рубежом.
Сильно выросла популярность китайских интернет-магазинов, которыми пользовались 39% опрошенных (в 2013 году — 25%). Для сравнения, в англоязычных магазинах других стран товар покупали 26% респондентов (21% в 2013-м). Чем меньше город, тем больше доля жителей, которые делают заказы в Китае, и меньше доля тех, кто покупает товары в других странах. В Москве это примерно одинаковые аудитории онлайн-покупателей.
По данным на осень 2014 года, в целом по России средняя стоимость заказа в российском интернет-магазине составляет 6591 руб., а в зарубежном — 3945 руб. У москвичей средний чек заметно выше, зато разница между средней суммой заказа в российском и в зарубежном магазине меньше — 7947 руб. и 6084 руб. соответственно.
В России большинство людей заказывают мелкую бытовую технику, одежду и обувь, мобильные телефоны и планшеты, за рубежом — одежду и обувь, детские товары, мобильные телефоны и планшеты, косметику и парфюмерию. В китайских магазинах чаще покупают мобильные устройства, в англоязычных магазинах других стран — косметику.
Основным устройством для покупок в Интернете по-прежнему остается компьютер (90% случаев заказа товаров), а не мобильный телефон или планшет.
Усилия магазинов по выстраиванию отношений с клиентами также приносят свои плоды: за год доля покупателей, у которых есть любимые российские интернет-магазины, выросла с 57% до 62%.
В ходе исследования были опрошены 2414 российских пользователей интернет-магазинов в возрасте от 20 до 55 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Опрос проходил в сентябре 2014 года, и выявленные тенденции в целом сохраняются до сих пор.